Учебник для 6 класса

Лабораторная работа 5. Измерение малых физических величин

Цель работы: научиться измерять малые физические величины.

Оборудование: линейка, две катушки ниток разной толщины (например, № 10 и № 40), круглый карандаш, мензурка, стакан с водой, 10—20 одинаковых гаек (шурупов, гвоздей) (рис. 85).

Рис. 85

Проверьте себя

Ответьте на вопросы.

  1. Какова цена деления представленных на рисунке 85 линейки и мензурки?
  2. Какую минимальную длину можно измерить данной линейкой?
  3. Какой минимальный объем тела можно измерить данной мензуркой?

Ход работы:

1. Измерьте с помощью линейки диаметры нитей катушек.

Указание. Обычным способом с помощью линейки получить достаточно точное значение диаметра горошины, толщины нити и т. д. невозможно. Для измерения малых физических величин используют следующий метод: укладывают плотно в ряд, например, 10—20 горошин, измеряют длину ряда, делят ее на число горошин и получают среднее значение диаметра одной горошины.

Для работы с тонкими тканями лучше использовать нитки меньшего диаметра. На каждой катушке ниток стоит номер, связанный с толщиной нити. Воспользуйтесь вышеуказанным методом для измерения диаметров нитей двух разных катушек (рис. 86, изображение увеличено). Намотайте на карандаш вплотную друг к другу не менее N = 30 витков нити. Измерьте длину l намотки и вычислите диаметр нити по формуле:

d = l : N

Рис. 86

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

2. Измерьте с помощью линейки толщину одного листа учебного пособия. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Контрольные вопросы

  1. Как соотносятся между собой диаметры нитей катушек и их номера?
  2. Как получить наиболее точный результат при измерении малых физических величин?
  3. Измерьте с помощью мензурки объем одной гайки (шурупа, гвоздя). Опишите свой опыт.

 

Рейтинг@Mail.ru