Естествознание
10 класс

§ 83. Коэволюция природы и цивилизации

Важнейшая задача цивилизации —
научить человека мыслить.
Т, Эдисон

В чем причины экологического кризиса? Что такое ноосфера? В чем проблема устойчивого развития?

Урок-конференция

ЦЕЛЬ КОНФЕРЕНЦИИ. Понять природу современного экологического кризиса; определить основные пути гармоничного развития цивилизации

ПЛАН КОНФЕРЕНЦИИ

  1. Проявления современного экологического кризиса.
  2. В. И. Вернадский о биосфере и ноосфере и путях их развития
  3. Взаимовлияние биосферы и человека.
  4. Коэволюция природы и человека и устойчивое развитие цивилизации.

Появившаяся на Земле жизнь достаточно быстро приобрела такую силу, что стала активно преобразовывать окружающую среду. Современная атмосфера, гидросфера, земная кора в значительной степени сформировались под влиянием жизни, биосферы.

Около 2 млн лет назад на Земле сформировался новый космический феномен — разум. Стала развиваться человеческая цивилизация. Сначала цивилизация робко приспосабливалась к условиям среды, а затем стала перестраивать эту среду, приспосабливая ее к своим потребностям. По словам В. И. Вернадского, человечество становится «геологической силой». Оставаясь частью природы, человек старался поставить себя выше природы, подчинить ее себе. Результатом такого поведения человека явился нарастающий экологический кризис, грозящий перерасти в экологическую катастрофу. Истребляются сотни видов живых организмов, вырубаются леса — легкие планеты, миллиарды тонн отходов человеческой деятельности загрязняют почву, гидросферу, атмосферу. Природа не остается в долгу. За последние десятилетия в несколько раз возросло ежегодное количество природных катаклизмов и техногенных катастроф, изменился климат на планете.

Лишь к концу XX в. человечество начало осознавать, что дальнейшее развитие цивилизации связано не с подчинением природы или противопоставлением ей человека, но с совместным скоррелированным развитием, с коэволюцией природы и человека.

Идеи коэволюции были сформулированы еще в середине XX в. Владимиром Ивановичем Вернадским, Пьером Тейяром де Шарденом и др. Были высказаны идеи ноосферного развития, где ноосфера может трактоваться как сфера разумного, гармонизированного взаимодействия человека и природы, сфера ответственного поведения человека. Только переход биосферы в ноосферу, согласно Вернадскому, может обеспечить прогрессивную эволюцию как человеческой цивилизации, так и природы в целом.

СООБЩЕНИЕ 1. Современный экологический кризис и его проявления.

Источники информации

  1. Медоуз Д. X. За пределами роста / Д. X. Медоуз, Д. Л. Медоуз, И. Рандерс. — М.: Мир, 1991.
  2. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы / Н. Н Моисеев — М.: МНЭПУ, 1994.
  3. Недел Б. Наука и окружающая среда / Б. Недел. — М.: Мир. 1993.

СООБЩЕНИЕ 2. В. И. Вернадский о ноосфере.

Источники информации

  1. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление / В. И. Вернадский. — М.: Наука. 1991.
  2. Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере / В. П. Казначеев. — Новосибирск, 1989
  3. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера / В. И. Вернадский. — М.: Наука, 1994.

СООБЩЕНИЕ 3. Человек и биосфера.

Источники информации

  1. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. — М.: Молодая гвардия, 1990.
  2. Моисеев Н. Н. Восхождение к разуму / Н. Н. Моисеев. — М , 1993.

СООБЩЕНИЕ 4. Устойчивое развитие и коэволюция человека и природы.

Источники информации

  1. Моисеев Н. Н. Современный рационализм / Н. Н. Моисеев. — М., 1995.
  2. Лисичкин В. А. Закат цивилизации, или Движение к ноосфере / В А. Лисичкин, Л. А. Шелепин, Б. В. Боев. — М., 1997.
  3. Урсул А. Д. Переход России к устойчивому развитию / А. Д. Урсул. — М., 1998.

СООБЩЕНИЕ 5. Проект.

ОБРАЗ И МЫСЛЬ

До сих пор вы рассматривали и осмысливали творения великих мастеров для того, чтобы расширить собственные границы естественно-научного познания мира. Вероятно,вы осознали, насколько искусство обогащает постижение окружающего мира. Попробуйте убедиться в этом еще раз, но уже экспериментальным путем

  1. В этой главе вы вместе с авторами учебника размышляли о путях эволюции мира. Сформулируйте несколько ключевых идей, которые вам представляются наиболее важными.
  2. Попробуйте воплотить свои идеи, создав собственное произведение. Для этого вам необязательно уметь рисовать. Вы можете работать группами, используя технику коллажа: нужное изображение создается при помощи других изображений (прежде всего репродукций произведений художников) и даже предметов, наклеенных (прикрепленных) на большой лист бумаги, картона, доску и т. п. Авторы напоминают, что для собственного произведения не рекомендуется использовать страницы из книг или альбомов Лучше взять иллюстрации или их ксерокопии из журналов.
  3. Наверху постера напишите слоган, отражающий основную идею созданного вами произведения. Обсудите созданные постеры с одноклассниками.

Развитие цивилизации возможно только в условиях гармоничной коэволюции человека и природы.

Рейтинг@Mail.ru