Естествознание
10 класс

§ 67. Тайны движения через призму искусства

На свете много есть, о друг Горацио,
того, что неизвестно нашим мудрецам...
У. Шекспир

Может ли изобразительное искусство, которое статично по своей природе, расширить наши представления о движении, помочь узнать о различных его видах, показать движение реальное, видимое и движение невидимое?

Урок-практикум

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Показать роль и значение искусства как способа познания окружающего мира для расширения сферы естественно-научных представлений о различных видах движения.

Оборудование. Репродукции.

ПЛАН РАБОТЫ. Последовательно выполняйте задания: рассматривайте изображения произведений, высказывайте и обсуждайте собственные впечатления, аргументируйте версии и гипотезы о специфике новых для вас видов движения. Сделайте вывод, помогло ли вам изобразительное искусство обогатить, изменить, расширить традиционные представления о существующих видах движения.

1. В произведениях изобразительного искусства много разнообразных примеров движения-перемещения. Вспомните многочисленные сюжеты, когда художники делали именно такое движение «героем» картины: мчащиеся лошади, стремительно накатывающие волны, бегущие люди и т. п. Но иногда авторы как бы зашифровывают движение, предлагают зрителю загадки. Рассмотрите несколько живописных произведений и ответьте на вопросы.

Анри Матисс. Красные рыбы

Джакомо Балла. Движущийся автомобиль + скорость + шум

Наталья Гончарова. Велосипедист

  1. Как вам кажется, что происходит на каждой картине? Объясните, что вы видите в произведениях такого, что помогает понять замысел автора.
  2. Как вы считаете, есть ли между картинами что-то общее? А в чем различия?
  3. Предложите свои названия произведениям. Обоснуйте выбор, сравните его с выбором товарищей.

Оформление результатов

Придумайте и запишите в тетрадь название того вида движения, который вы обсуждали, рассматривая картины.

2. Изобразительное искусство дает представление и о таких видах движения, которые незаметны для глаза. Встречались ли вам живописные полотна, «героем» которых был звук? А может ли вообще статичная живопись передать динамичный звук?

Анри Матисс. Музыка

Рауль Дюфи. Большой оркестр

Эдвард Мунк. Крик

  1. Рассмотрите две картины. Сравните изображения: есть ли нечто общее между ними? В чем, с вашей точки зрения, разница? Обоснуйте свое мнение.
  2. Попробуйте «услышать» и описать словами (напеть) музыку, которую исполняют герои произведений А. Матисса и Р. Дюфи. Как вы считаете, каким способом художники помогают зрителю «увидеть» и «услышать» музыку?
  3. Изобразительное искусство может «показать» и «дать услышать» зрителю не только музыку, но и другие звуки. Рассмотрите репродукцию картины Э. Мунка и вслушайтесь в нее. А теперь попробуйте описать словами то, что вы услышали. Какие средства использовал художник для «изображения» звука?

Оформление результатов

Придумайте и запишите в тетрадь название вида движения, которое вы «услышали», рассматривая картины.

3. В этом задании вам предстоит познакомиться с еще одним видом необычного движения, но для этого необходимо рассмотреть иллюстрацию и обсудить возникшие версии.

Валентин Серов. Девочка с персиками

  1. Как вы считаете, что происходит на полотне В. Серова? Попытайтесь кратко пересказать сюжет.
  2. Кто «герои» картины? Что вы увидели в произведении такого, что подсказало вам ответ?
  3. А теперь попробуйте сделать вывод: о чем же это произведение? Что хотел сказать зрителю автор?

Оформление результатов

Придумайте и запишите в тетрадь название вида движения, которое показал в своем произведении В. А. Серов.

4. Искусство — уникальный способ познания мира, дополняющий методы современной науки в постижении законов природы. Так, живопись открывает возможности для того, чтобы узнать о самых необычных видах движения.

Мартирос Сарьян. Три возраста Автопортрет

  1. Рассмотрите автопортрет М. Сарьяна. Заметили ли вы некоторую странность в изображении? Какую?
  2. Как вы думаете, почему художник воспользовался таким приемом? Что он хотел сказать зрителю? (Вспомните, что такое автопортрет.)
  3. Прокомментируйте, почему авторы учебника поместили эту иллюстрацию в разделе о движении.
  4. Вспомните произведения изобразительного искусства, которые вам доводилось видеть в музеях, альбомах по искусству, на СD или в Интернете. Как еще художник может показать этот же вид движения?

Оформление результатов

Придумайте и запишите в тетрадь название вида движения, которое помогла увидеть живопись М. Сарьяна.

5. Еще один необычный вид движения помогут осознать два произведения выдающихся творцов искусства — живописца П. Пикассо и скульптора Родена, которые необходимо внимательно рассмотреть и сравнить.

Пабло Пикассо. Портрет Амбру-аза Воллара

Огюст Роден. Мыслитель

  1. Попробуйте понять замысел авторов и кратко сформулируйте ответ на вопрос: о чем эти произведения? Предположите, почему их поместили рядом.
  2. Как вы считаете, какой вид движения запечатлел художник в своем произведении?

ПОДСКАЗКА. Пикассо был хорошо знаком с Амбруазом Волларом, знаменитым парижским торговцем картинами, и неоднократно писал его портрет. Воллар привлекал художника незаурядностью личности, редким умом и проницательностью, особым чутьем на настоящее искусство Портрет написан в кубистической манере — изображение строится из геометрических форм, размещенных в строгом порядке. По замыслу автора, у зрителя должно было рождаться ощущение присутствия при таинственном и сложном процессе рождения мысли.

Роден говорил, что хотел создать образ человека. олицетворяющего новую эпоху — XX век: рука рабочего и лицо мыслителя. «Мой «Мыслитель» мыслит не только мозгом, насупленными бровями, раздувающимися ноздрями и сжатыми губами, но и каждым мускулом своих рук, спины и ног, сжатыми кулаками и подобранными пальцами ног».

Оформление результатов

Придумайте и запишите в тетрадь название вида движения, которое помогли вам увидеть произведения искусства.

6. Кроме «невидимого» движения, искусство помогает нам узнать о движении, которого вообще нет или которое не существует без зрителя.

Виктор Вазарели. Звуки II

  1. Рассмотрите иллюстрацию картины, положив учебник на стол. Что вы видите? Что происходит на картине?
  2. А теперь рассмотрите иллюстрацию, держа ее на расстоянии вытянутой руки на уровне глаз. Происходит ли теперь что-то с изображением?
  3. Проделайте простой опыт: установите книгу вертикально и несколько раз медленно пройдите мимо изображения. Заметили ли вы еще какие-либо изменения?
  4. Как вы думаете, меняется ли изображение в зависимости от положения картины по отношению к зрителю?
  5. Выскажите несколько предположений о том, следовал автор, вовлекая зрителя в «игру с пространством». Обоснуйте ваши предположения.
  6. Попробуйте объяснить, почему этот стиль живописи получил название «кинестетический». Вспомните, о чем говорится в разделе физики, который называется «Кинестетика».
  7. Как вы считаете, в чем видели задачу своего творчества сторонники кинестетического искусства?

Оформление результатов

Придумайте и запишите в тетрадь название вида движения, с которым вы познакомились, рассматривая картину Вазарели.

Рассматривая произведения, созданные творцами искусства разных стран в разное время, вы еще раз убедились в многообразии движения, но, безусловно, смогли поговорить не обо всех видах, существующих в природе, точно так же как мы не исчерпали всех возможностей искусства, чтобы расширить наши представления о нем. Например, кино дает возможность поговорить о движении, которое также нельзя увидеть без специальных приборов. Возможно, что вы обратитесь к произведениям искусства, в которых слышите и чувствуете движение, в том числе такое, о котором не упоминает учебник.

Рейтинг@Mail.ru