Естествознание
10 класс

§ 52. Зависимость свойств объектов от структуры и состава - опыт искусства

Живописцы, окуните ваши кисти
В суету дворов арбатских и зарю.
Чтобы были ваши кисти словно листья,
Словно листья, словно листья к ноябрю.
Б. Окуджава

Может ли изобразительное искусство обогатить наши представления о взаимосвязи состава, структуры и свойств объектов? Какие новые, неожиданные аспекты этой проблемы открыло вам искусство? Способно ли искусство помочь науке воссоздать многомерную картину мира?

Урок-семинар

ЦЕЛЬ СЕМИНАРА. Показать роль и значение искусства как способа познания окружающего мира для расширения сферы естественнонаучных представлений о взаимосвязи состава, структуры и свойств объектов.

ПЛАН СЕМИНАРА

  1. Выявление взаимосвязи характера произведения изобразительного искусства, состава и структуры красочного материала, способов получения цвета.
  2. Характер произведения изобразительного искусства и техника его создания.

В течение многих столетий секрет взаимосвязи структуры и свойств объектов пытались раскрыть не только ученые и философы, но и живописцы, которые осознавали, какое важное значение для реализации их творческого замысла имеет структура: основа, на которой создано произведение, тип красочного материала, техника его наложения, способы получения цвета и др.

ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Для создания нужного впечатления художнику чрезвычайно важно определить, как именно будет наложен на основу красочный слой. Обычно используются разнообразные кисти (большие и маленькие, толстые и тонкие, короткие и длинные, изготовленные из разного материала), иногда — специальные инструменты. Они позволяют сделать красочный слой легким, почти прозрачным или, наоборот, очень густым. Рассмотрите репродукцию картины Ван Гога «Стая ворон над полем».

Ван Гог. Стая ворон над полем

Обратите внимание на то, как по-особенно-му выглядит поверхность картины (художник иногда выдавливал краску из тюбика на холст и размазывал пальцами). Что, с вашей точки зрения, создает такое объемное изображение? Что вы чувствуете, когда рассматриваете это произведение? Обсудите ваши ощущения.

Сильвестр Ф. Щедрин. Вид с Петровского острова в Петербурге

ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 2. Живописцев всегда интересовало, связаны ли между собой характер произведения и особенности красочного материала. Разобраться в этом нам помогут три картины с видами Санкт-Петербурга, сделанные разными художниками в разное время.

Рассмотрите их и почувствуйте настроение каждого произведения. Попытайтесь описать словами это настроение. Сравните свои впечатления и обсудите, зависит ли характер изображения от того, выполнено ли оно густыми масляными красками (у Щедрина), прозрачной легкой акварелью (у Воробьева) или в черно-белой технике литографии (у Беггрова). Поясните свою точку зрения, опираясь на то, что вы видите.

Максим Воробьев. Большая Нева

ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 3. Что происходит с изображением, когда автор использует разные техники получения из семи простых цветов спектра бесконечного цветового разнообразия? Рассмотрите картину импрессиониста Клода Моне.

Карл Беггров Обуховский мост через Фонтанку

Художник сумел передать ощущение простора. солнца, воздуха, движения волн, с шумом и брызгами разбивающихся о подножие скал. Чтобы понять, как ему это удалось, присмотритесь к изображению воды и воздуха — структуре цвета и порядку расположения мазков краски на холсте. Что особенного вы сумели подметить в изображении? Обсудите ваши наблюдения.

А теперь сравните то, как написано море у К. Моне (или других импрессионистов) и на картине русского художника первой половины XIX в. Г. В. Сороки.

Григорий Сорока. Рыбаки

Заметили ли вы разницу? Как вы думаете, влияет ли структура и порядок нанесения цветовых мазков на характер и настроение, которое зритель ощущает в картине? Аргументируйте свое мнение.

Как вы думаете, почему именно такую технику письма использовал Моне? Возможно, ответ на вопрос вам поможет найти хорошо знакомое из курса физики явление диффузии. Если сразу ответить на вопросы сложно, воспользуйтесь дополнительным текстом (см, ниже).

Импрессионисты стремились запечатлеть изменчивость окружающего мира. Они заметили, что цвет и объем предметов могут изменяться в зависимости от освещения, времени суток или цвета находящихся рядом предметов. Поэтому художники перестали работать в закрытых студиях и вышли на природу. Живописцы мечтали передать на холсте то, что видит глаз. Для этого понадобилось изменить манеру письма: отказаться от тщательного рисунка, заменив его несколькими штрихами, дающими общее впечатление, силуэт; работать так быстро, чтобы рука успевала зафиксировать малейшее изменение в природе, и, что особенно важно, писать «чистыми» красками, не смешивая их на палитре (последнее было подсказано игрой света на поверхности воды). Красочные мазки накладывались тесно один к другому, уже на холсте сливаясь в нужную гамму.

ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 4. Задумывая произведение, мастер тщательно подбирает основу (холст, деревянную доску, стеклянную панель, медную пластину, камень или что-то другое), размышляя о том, насколько ее структура соответствует художественному замыслу.

Сравните изображения, основой для которых послужил разный материал: деревянная доска для иконы, стекло для витража и специальные нитки для гобелена. Как, по-вашему, структура основы произведения помогает понять смысл, который хотел донести до зрителя автор? Аргументируйте свою позицию.

Фрагмент шпалеры «Заяц и собака*

Эжен Грассе. Весна / Икона. Борис и Глеб

Рейтинг@Mail.ru