Естествознание
10 класс

§ 3. Естествознание в системе культуры

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил
Н. Заболоцкий

Урок-семинар

Как отражают мир наука и искусство? Нужны ли гуманитарию естественно-научные знания? Нужна ли науке мораль?

Цель семинара

Понять соотношение между такими компонентами культуры, как наука, искусство, мораль.

План семинара

  • Содержание понятий: культура, наука, искусство, гуманитарные и естественно-научные знания, картина мира, мировоззрение.
  • Взаимовлияние науки и искусства.
  • Проблема нравственности в науке.

Необходимые источники информации

  • Фейнберг Е Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке/ Е. Л. Фейнберг. — М.: Наука, 1992.
  • Алексеев П. В. Наука и мировоззрение/П. В. Алексеев. — М.: Сов. Россия, 1987.
  • Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. (Два философских введения в XXI век)/В. С. Библер. — М.: Политиздат, 1990. — С. 413.

Издавна две сферы проявления творческих возможностей человека — наука и искусство — ведут между собой спор: какая из них более верно отражает мир и какая нужнее человеку?

Тема для обсуждения 1

Что же такое культура, наука, искусство, гуманитарные и естественно-научные знания, картина мира, мировоззрение?

Найдите определение этих понятий в словарях. Обсудите, какие из них являются наиболее широкими. Есть ли разночтения в определении понятий? Какое из понятий — картина мира или мировоззрение — является личностно образующим, значимым для деятельности человека и его отношения к действительности? Связаны ли между собой научная картина мира и мировоззрение?

Дополнительные источники

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.

Тема для обсуждения 2

Великий Гомер в «Одиссее» так точно описал звездное небо, что по его поэме можно решать астрономические задачи.

    Радостно парус напряг Одиссей и, попутному ветру
    Вверившись, поплыл. Сидя на корме и могучей рукою
    Руль обращая, он бодрствовал; сон на него не спускался.
    Очи, и их не сводил он с Плеяд, с нисходящего поздно
    В море Воота, с Медведицы, в людях еще Колесницы
    Имя носящей, и близ Ориона свершающей вечно
    Круг свой, себя никогда не купая в водах Океана.
    С нею богиня богинь завещала ему неусыпно
    Путь соглашать свой, ее оставляя по левую руку...

Трудно поверить, но по этому описанию плавания Одиссея от нимфы Калипсо к острову Схерия с помощью звездной карты можно определить, в какое время года, в каком месяце и в каком направлении совершал Одиссей этот путь.

Решите эту задачу Гомера. Используйте звездную карту. Определите, в каком направлении плыл Одиссей, если видел заходящим созвездие Волопаса (Воота) и смотрел на Плеяды.

Дополнительные источники информации

Воронцов-Вельяминов Б. А. Сборник задач и практических упражнений по астрономии / Б. А. Воронцов-Вельяминов. — М.: Наука, 1977.

Тема для обсуждения 3

Приведите примеры взаимного влияния науки и искусства в наши дни. Как взаимодействуют наука и искусство в культуре?

Дополнительные источники информации

  1. Мамзин А. С. Биология в системе культуры / А. С. Мамзин. — СПб.: Лань, 1998.
  2. Мейлах Б. С. На рубеже науки и искусства / Б. С. Мейлах. — Л.: Наука, 1971.
  3. Ритм, пространство, время в литературе и искусстве / отв. ред. Б Ф Егоров. — Л : Наука, 1984.

Тема для обсуждения 4

Обсудите проблему нравственности в науке. Приведите примеры сложных с точки зрения общечеловеческой нравственности ситуаций, находящихся в условиях принятия решений о применении тех или иных научных открытий на практике.

Дополнительные источники информации

Горелов А. А. Человек — гармония — природа / А. А. Горелов. — М.: Наука, 1990.

Подведение итогов

Наука и искусство различаются методом постижения мира — рассудочным или чувственным, в большей степени логическим или образным. Они сливаются воедино в исторически определенной картине мира — результате всестороннего общественного познания действительности, зависящем от уровня развития науки, техники, искусства, культуры в целом.

Рейтинг@Mail.ru