Учебник для 10 класса

Естествознание

       

§ 1. Естествознание как познавательная деятельность

Урок-лекция

Лучше подвергнуть долгому испытанию
однажды открытую истину, чем допустить
легкомысленное признание всего, что
создается пылким воображением человека.
Ж.-Б. Ламарк

В чем состоят особенности естествознания? Чем отличается научное знание от других видов знания?

Естествознание как познавательная деятельность. Естествознание прошло длительный путь развития. В XVI—XVII вв. оно обрело научную форму. Поэтому, прежде чем говорить об особенностях познания природы, необходимо выяснить, что же такое наука и каковы характерные черты научного метода.

Рафаэль Санти. Афинская школа (фрагмент)
В центре этой фрески изображены греческие философы — Платон, держащий в одной руке рукопись своего диалога «Тимей», а другой указывающий на небо, и Аристотель, держащий свой трактат об этике и указывающий на землю. Как вы думаете, о чем они спорят?

Существует множество разных определений понятия «наука». Все они сходятся на том, что наука — это особый вид человеческой деятельности, главным приоритетом которого является получение нового знания.

Науку интересуют самые разнообразные предметы и явления. Она изучает природу, человека, общество, культуру и даже самое себя. Но это не значит, что наука берется за решение любых вопросов. На каждом этапе своего развития наука задается определенным набором вопросов, тогда как другие остаются вне ее поля зрения и рассматриваются как запрещенные. К примеру, вопрос о том, как связаны между собой сила тока, идущего по проводнику, напряжение и сопротивление, является (по крайней мере так было с конца XVIII в.) вполне осмысленным научным вопросом. Ответ на него, как вы знаете, дает закон Ома, но вопрос «Зачем существует закон Ома?» не является научным.

Разумеется, человек получает знания о мире не только в результате научных исследований. Многое мы узнаем из произведений литературы и искусства, философских трактатов, а также из обыденной жизни. Вопреки широко распространенному мнению, «истинное» и «научное» — совсем не одно и то же. С одной стороны, вы можете иметь истинное знание, но оно не обязательно будет научным (например, знание о том, что ваш приятель прогулял урок по естествознанию). С другой стороны, далеко не каждое научное утверждение является истинным. История науки знает немало случаев, когда некоторая теория в течение долгого времени принималась научным сообществом как истинная, активно и плодотворно использовалась, приводя к важным и, как потом выяснялось, истинным выводам, но тем не менее в итоге сама она оказывалась ложной. Типичный пример — теория теплорода.

В XVII — начале XIX в. широкое распространение получило представление о тепле как об особой тонкой материи («флюиде») Эта материя, переносящая тепло, была названа теплородом. И хотя к середине девятнадцатого столетия теплородная теория стала фактом истории науки, с ее помощью, пока она господствовала, удалось добиться многих важных результатов. Например, в рамках этой теории началось изучение тепловых явлений при химических реакциях, что привело к становлению научной термохимии, открытию закона Гесса и развитию других научных направлений.

Характеристика научной деятельности. Чем же наука отличается от других видов человеческой деятельности?

  1. Для науки получение знания о мире служит абсолютным приоритетом, главной целью, определяющей научную деятельность. Этого нельзя сказать о других видах человеческой деятельности, главные цели которых иные, даже если там используют научные достижения и проводят специальные научные исследования (в юриспруденции или в военном деле). Так, например, в искусстве на первом плане стоит отношение художника к реальности, а не отображение ее самой.
  2. Для научного познания характерно стремление к обоснованности и доказательности получаемого знания. Это важнейшая особенность науки. Однако сами критерии обоснованности и доказательности заметно изменяются со временем. Истина, по словам Ф. Бэкона, — дочь времени, а не авторитета.

    В естествознании доказательность знания связана прежде всего с экспериментом. Если эксперимент воспроизводится при тех же условиях с получением того же результата, то результат является достоверным. Однако теоретическое объяснение результата эксперимента может быть неоднозначным и носить характер гипотезы. Нередко гипотеза требует дополнительной экспериментальной проверки.

  3. Наука дает не сумму знаний о мире, а систематизированное знание. Иными словами, научное знание — это не груда отдельных фактов, наблюдений и закономерностей. Научное знание определенным образом организовано. Оно включает в себя такие фундаментальные положения (принципы), из которых можно вывести множество следствий. Научная теория в области своей применимости охватывает широкий круг явлений и объектов. Так, механика может описывать с единых позиций и перемещение планет, и работу часов, и многие виды движений животных.
  4. Научное знание имеет открытый характер, поскольку оно доступно для профессиональной, компетентной критики.
  5. Научное знание имеет тенденцию к устранению из него всякой субъ ективности, связанной со спецификой личности ученого, его мировоззрением, его предпочтениями и вкусами.
  6. Наука исходит из того, что все сущее в мире может быть понято из него самого, без обращения к каким-либо надприродным силам.
  7. Наука использует широкий арсенал методов и средств для познания мира (дедукцию и индукцию, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализацию, аналогии, наблюдение, эксперимент, измерения и др.). Однако методы, используемые в разных науках, не одинаковы. Различна степень математизации разных наук.

Наука подобна живой природе. Жизнь не может существовать, не воплощаясь во множестве форм. Так же и наука. Многообразие ее методов и подходов обусловлено многообразием окружающего мира.

  1. Чем различается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках? (Попробуйте сравнить научную деятельность физика и историка.)
  2. Продуктом науки являются не только знания. В чем же еще состоит ценность науки?

Научную деятельность отличают следующие особенности:

  • цель науки — получить знания о мире;
  • научные данные должны быть: объективны, обоснованны, доказуемы, систематизированы, открыты для обсуждения и воспроизводимы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru