Учебник для 10 класса

Естествознание

       

§ 12. Естествознание и религиозная традиция

Наука без религии неполноценна,
а религия без науки слепа.
А. Эйнштейн

Какова роль христианской традиции в формировании науки в Европе в начале Нового времени? Отношение к познанию природы в восточно- и западнохристианской традициях. Почему необходим диалог между наукой и религией?

Урок-лекция

Развитие естествознания и культурные традиции. Естествознание развивалось в различных культурах и цивилизациях. Непреходящий вклад в познание природы внесли философы и ученые Китая, Индии, исламского мира. Именно благодаря арабским (или арабоязычным) мыслителям европейцы познакомились с достижениями античной мысли, которые в самой Европе были утрачены в период раннего Средневековья. Труды аль-Хорезми, ар-Рази, аль-Фараби, ибн-Рушда (Аверроэса) и многих других не только способствовали сохранению и распространению античного наследия (идей Аристотеля, Платона, Евклида и др.), но и обогатили науку многими новыми знаниями. Однако наибольшее значение для формирования современного естествознания в начале Нового времени имели все же достижения европейских ученых — Коперника, Кеплера, Галилея, Гарвея, Везалия, Декарта, Гюйгенса, Ньютона и др. Именно в Западной Европе XVI—XVII вв. произошла научная революция, в ходе которой были заложены основы классического естествознания. Почему Коперник на этом портрете (который, по мнению некоторых историков науки, является копией с несохранившегося автопортрета) изображен перед распятием?

Неизвестный художник. Николай Коперник

Почему же наука не сыграла в исламском мире той роли, которую она сыграла в Западной Европе? Причин тому множество. Знание в мусульманском мире имело высокий статус. Коран и Предание сохранили слова пророка Мухаммеда о том, что «чернила ученого так же драгоценны, как и кровь мученика, павшего за веру». Однако не менее сильным было и противодействие занятиям наукой. Если науки, утверждали противники просвещения, говорят о том, что уже есть в Коране и Предании, то они излишни, а если они говорят о том, чего там нет, то они вредны. Разумеется, отдельный ученый мог иметь весьма высокий статус, но получал он его, как правило, за свои конкретные полезные достижения, скажем, в качестве астронома, врача или юриста. Кроме того, для исламского мира Средневековья характерно стремление к закрытости знания. Знание должно быть достоянием немногих. Отсюда, кстати, сильное противодействие распространению книгопечатания в исламских странах, продолжавшееся до начала XIX в.

ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ. В эпоху научной революции в Западной Европе сложилась уникальная цивилизация, которую иногда называют техногенной. Действительно, в развитии этой цивилизации важную роль играл и играет прогресс в науке, технике и технологии. Этой цивилизации присуща определенная система ценностей. Например:

  • человек не пассивный созерцатель происходящего вокруг него, он активно изучает и преобразует мир;
  • природа — это множество объектов и явлений, подчиняющихся определенным законам, и задача человека — открыть эти законы, чтобы полнее использовать природу в своих целях;
  • объекты природного мира (вода, минералы, растения, животные и т. д.) служат материалами и ресурсами преобразующей деятельности человека;
  • особую ценность имеет новизна (новые теории, идеи, материалы, приборы и т.д.), ибо это ведет к прогрессу.

Данная система основных идей и ценностей является своего рода «генетическим кодом» техногенной цивилизации, во многом определяющим пути ее развития. Насколько эта система ценностей связана с христианской традицией?

Некоторые историки считают, что идеал техногенной цивилизации («Человек — царь природы») имеет свои истоки в христианском понимании места человека в мире. Сотворенный по образу и подобию Бога, человек занимает особое, центральное место, а природа предназначена для его пользы. В Библии сказано: «...не много Ты умалил его [т. е. человека] перед ангелами; славою и честию увенчал его; поставил владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс. 8: 6-7). В итоге иерархия мира обрела в христианской культуре следующий вид: Бог над человеком, человек над природой.

Кроме того, многие христианские мыслители и естествоиспытатели, особенно в XVI—XVII вв., полагали возможным и даже необходимым познавать Творца мира путем познания Его Творения. Подобные толкования, принятые в западноевропейском христианстве (протестантизме и католичестве), могли способствовать появлению «генетического кода» техногенной цивилизации.

Некоторые важнейшие события в истории науки начала Нового времени:

  • 1543 г. — выход книги Н. Коперника с изложением его гелиоцентрической теории;
  • 1609 г.— И. Кеплер опубликовал трактат «Новая астрономия», в котором изложил законы движения планет;
  • 1609-1610 гг. — астрономические открытия Г. Галилея с помощью телескопа;
  • 1628 г. — У. Гарвей изложил свое учение о кровообращении;
  • 1633 г. — процесс над Г. Галилеем;
  • 1660 г. — создание Лондонского королевского общества;
  • 1666 г. — учреждение Парижской академии наук;
  • 1668 г. — начало микроскопических исследований А. ван Левенгука;
  • 1687 г. — выход «Математических начал натуральной философии» И. Ньютона, где изложены основы классической механики.

Именно к западнохристианской догматике восходят основные особенности психологии научной деятельности: непримиримость к противоречию, твердая вера в разрешимость любой проблемы с помощью разума и опыта, нетерпимость к плагиату, самоустранение из описания и объяснения природных явлений. Таким образом, свойственный западноевропейской культуре Нового времени идеал активного, деятельного отношения человека к природе и понимания природы как источника ресурсов для деятельности человека создал основу техногенной цивилизации. Этому способствовали традиции западноевропейского христианства.

ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРИРОДЫ. Вместе с тем в традициях православного христианства формировался иной подход к исследованию природы. В чем состоит это различие? Почему наука Нового времени не сформировалась в рамках православной традиции?

Православная христианская традиция приводит к принципиально иному подходу к пониманию роли человека в природе: только из личного опыта предстояния Богу, из опыта верности и веры человек может получить подлинное знание о мире. «Потщись войти во внутреннюю свою клеть, — писал преподобный Исаак Сирин, — и узришь клеть небесную: потому что та и другая — одно и то же, и, входя в одну, видишь обе».

Такая позиция несовместима с самой идеей научного познания и потому тормозила формирование науки. Действительно, в России наука стала развиваться в результате петровских преобразований и ранняя российская наука была импортирована в Россию из стран Западной Европы.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И РЕЛИГИИ. Сопоставляя науку и религию, отметим, что обе они, как и любая деятельность человека, представляют собой сложные социальные явления. Пути развития и науки, и религии зависимы от исторических условий жизни общества, от культурных традиций, от экономических и политических условий и еще от множества других факторов.

Именно поэтому в ходе истории пути науки и религии многократно пересекались. Возникали и конфликты. Они всегда были связаны с конкретными факторами своего времени, в том числе с попытками и религии, и науки присвоить себе монопольное право на объяснение мира. Со временем наука обрела самостоятельность, произошло размежевание науки и религии.

Наука объясняет мир естественными причинами. Она отвечает на вопрос, КАК устроен мир, не касаясь вопросов, связанных со смыслом существования мира, т. е. ЗАЧЕМ он существует. На этот вопрос, связанный с нравственными устремлениями человека, отвечает религия.

В настоящее время общепринято, что наука и религия — это взаимодополняющие способы постижения мира человеком Исследуя разные аспекты, вместе они служат идее Добра и Блага для человека.

  • В 1880-е гг. в Англии эффективность молитвы проверялась специальными статистическими исследованиями, в которых сравнивалась продолжительность жизни людей, за здоровье которых молились и не молились. О чем, по вашему мнению, свидетельствует этот факт, если рассматривать его в контексте отношений между наукой и религией?
  • Галилей, разъясняя различие целей науки и религии, сказал, что «астрономия учит, как устроено небо, а не как попасть на небо». Однако такая позиция ученого не устраивала теологов. Почему?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru