Учебник для 10 класса

Естествознание

       

§ 10. Учимся классифицировать и систематизировать

Положения, полученные из чисто
логических средств, при сравнении
с действительностью оказываются
совершенно пустыми.
А. Эйнштейн

Как правильно провести анализ и классификацию данных? Зачем нужны графики и диаграммы?

Урок-практикум

Цель работы. Научиться проводить классификацию и анализировать данные, полученные из текста.

План работы. 1. Проанализировать текст с целью определения существенных свойств предмета, о котором говорится. 2. Структурировать содержание текста с целью выделения классов объектов, о которых говорится. 3. Понять роль логических схем, графиков, диаграмм для осмысления изучаемого материала, установления логических связей, систематизации.

Проанализируйте текст. Для этого вам нужно мысленно определить в тексте предмет — существенное. Выделить, расчленить его на составные части, чтобы найти отдельные элементы, признаки, стороны этого предмета.

Иван Крамской. Д. И. Менделеев

Чьими портретами ученых-систематизаторов вы бы дополнили этот ряд?

ПОРТРЕТ ШАРОВОЙ МОЛНИИ. «Портрет загадочного феномена природы — шаровой молнии выполнили специалисты главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова, воспользовавшись услугами ЭВМ и.,, методами криминалистики. «Фоторобот» таинственной незнакомки был составлен на основе данных, опубликованных в печати за три столетия, итогов исследовательских опросов и сообщений очевидцев разных стран.

Какие же из своих секретов сообщил ученым парящий сгусток энергии?

Замечают его большей частью во время гроз. Во все времена встречались четыре формы шаровой молнии: сфера, овал, диск, стержень. Порождение атмосферного электричества, естественно, большей частью возникало в воздухе. Однако, по данным американских опросов, с равной частотой молнию можно увидеть и осевшей на различных предметах — телеграфных столбах, деревьях, домах. Размеры удивительной спутницы гроз от 15 до 40 см. Цвет? Три четверти очевидцев следили за сверкающими шарами красного, желтого и розового цвета.

Жизнь сгустка электрической плазмы по истине мотыльковая, как правило в пределах пяти секунд. Дольше этого срока, но не более 30 с, ее видело до 36 % очевидцев. Почти всегда и кончина ее была одинаковой — она самопроизвольно взрывалась, иногда натыкаясь на различные препятствия. «Коллективные портреты», сделанные наблюдателями разных времен и народов, совпали».

Если вы, прочитав текст, сумели ответить на вопросы, о чем говорится в тексте, каковы основные признаки, элементы, стороны, свойства предмета рассуждений, значит, вы провели его анализ. В данном случае предметом, основным содержанием текста является представление о шаровой молнии. Свойства шаровой молнии — ее внешний вид: размер, форма, цвет, а также время жизни, особенности поведения.

На основе анализа текста определите его логическую структуру. Предложите формы работы с этим текстом для его усвоения, запоминания, использования его как интересного, необычного материала в вашей дальнейшей учебной работе — в дискуссиях, выступлениях.

ПОДСКАЗКА. Можно составить план этого текста, его конспект, тезисы (обобщения и выводы, которые вы считаете главными мыслями текста). Полезно выделить то, что является для вас новым, незнакомым в материале. Можно также составить логическую схему материала. Для этого, проанализировав текст, выделите значимую для вас информацию, попытайтесь объединить ее в группы, показать связи между этими группами.

Использование таблиц, графиков, диаграмм помогает нам проводить систематизацию при изучении естественно-научных предметов. Пусть в нашем распоряжении имеются данные о среднемесячных дневных температурах за один год для Санкт-Петербурга и для Сочи. Требуется с целью выявления каких-либо закономерностей проанализировать и систематизировать этот материал.

Представим разрозненный набор данных в виде таблицы, затем в виде графика и диаграммы (рис. 5, 6). Найдите закономерности в распределении температуры. Ответьте на вопросы:

  1. Каковы особенности распределения температур по месяцам в разных городах? Чем различаются эти распределения?
  2. В чем причина процессов, которые приводят к такому распределению?
  3. Помогла ли вам выполнить задание систематизация материала с помощью графика, диаграммы?

Среднемесячные дневные температуры за один год для Санкт-Петербурга и Сочи

Рис. 5. График хода среднемесячных дневных температур за один год для Санкт-Петербурга и Сочи

Рис. 6. Диаграмма: среднемесячные дневные температуры за один год в городах Санкт-Петербург и Сочи

Важными ступенями к овладению методами научного познания являются:

  1. Логический анализ текста.
  2. Составление плана, схем, выделение структуры материала.
  3. Конспектирование текста или написание тезисов.
  4. Выделение нового знания и его использование в дискуссиях, выступлениях, в решении новых задач, проблем.

Литература для дополнительного чтения

  1. Эйнштейн А. Без формул / А. Эйнштейн; сост. К. Кедров; пер. с англ. — М.: Мысль. 2003.
  2. Методология науки и научный прогресс. — Новосибирск: Наука. 1981.
  3. Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейрабенд. — М.: Прогресс, 1986

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru