Учебник для 10—11 классов
Республика Беларусь

Допризывная подготовка

§ 6. Информационно-психологическое противоборство

Понятие, история психологического противоборства. Практически во всех войнах, которые знало человечество, победа достигалась не только благодаря применению оружия, но и другими путями, в том числе и целенаправленным психологическим воздействием на неприятеля.

Известно, что в 1245 году до нашей эры Гедеон, чтобы достичь победы над медянами, использовал то, что сегодня называется психологической войной. По обычаям того времени на каждую сотню воинов полагались трубач и факельщик. Ночью он приказал своим солдатам одновременно зажечь около 300 светильников. Медяне, решив, что против них выступает громадное войско, в ужасе бежали.

Примерно 500 лет до нашей эры великий китайский полководец Сунь-Цзы писал, что венцом военного искусства является покорение противника без сражения. В своём трактате «Искусство войны» он писал: «Завоевание без сражений — наилучшее завоевание, война без военных действий — наилучшая война».

В истории сохранились сведения об использовании монго лами такого средства, как запугивание своего противника. На старинной французской гравюре изображена боевая крепость на четырёх слонах. Для ведения боевых действий данное средство было непрактично, но оно являлось важным фактором психологической войны, наводя ужас на противника. Монголы использовали и ещё более страшное средство запугивания противника — убивая большую часть пленных, они складывали их головы в пирамиду, а затем ослепляли оставшихся в живых и отпускали их в расчёте на то, что слепцы своими рассказами будут вызывать ужас.

Примеры психологического воздействия с целью подрыва морального духа противника можно встретить практически везде, где применялась военная сила. Но на протяжении веков это были небольшие по масштабам и не имеющие решающего значения действия.

С появлением печатной продукции положение изменилось. Газеты и журналы открыли широкие возможности для целенаправленного влияния на мнения, чувства, поведение огромных масс людей с целью достижения выгод для страны, ведущей пропаганду. С этим бескровным и бесшумным, но уже довольно мощным оружием стали считаться.

В Первую мировую войну психологическое воздействие на противника превратилось в специальный вид оружия, эффективно помогающий действующим армиям выполнять боевые задачи.

В годы Второй мировой войны теория и практика психологического воздействия получили дальнейшее развитие. Руководство фашистской Германии рассматривало пропаганду как один из решающих факторов успешного ведения войны. Все информационно-психологические мероприятия координировались Министерством пропаганды Германии, которое формировало соответствующее замыслам фашистского руководства общественное мнение внутри страны и за рубежом. Для реализации этих целей в фашистской Германии было мобилизовано около 25 000 пропагандистов и 2500 специальных сотрудников, которые действовали в 45 странах. Немецкая пропаганда подчёркивала жестокость войны и умышленно преувеличивала мощь своих вооружённых сил.

Информационно-психологическое противоборство. На современном этапе развития цивилизации ключевую роль в жизни людей играет информация. Возможность быстрого обмена политической, экономической, научно-технической и другой информацией, применение новых информационных технологий во всех сферах общественной жизни являются несомненным благом. Но подобно тому, как быстрый промышленный рост создал угрозу экологии Земли, а успехи ядерной физики породили опасность ядерной войны, так и информатизация стала источником угрозы безопасности людей. Не успело мировое сообщество поставить надёжный заслон испытаниям, распространению и применению ядерного оружия, как встретилось с новой глобальной угрозой безопасности — информационным оружием.

Как только был изобретён способ передачи информации на расстоянии посредством радиоволн, он тут же был применён в военных целях. В ходе Русско-японской войны радио использовалось для управления кораблями, передачи срочной информации, корректировки огня артиллерии. Тогда же зародилась и радиоэлектронная борьба. Тем не менее радиосредства в то время в основном применялись для обеспечения связи, выявления каналов связи противника и перехвата передаваемой по ним информации.

Сегодня информационно-психологическая борьба уже трансформировалась из обеспечивающей боевые действия в самостоятельный вид войн и способна решать стратегические задачи геополитического уровня. Вместе с тем агрессивная информационно-психологическая борьба сама порождает локальные войны и вооружённые конфликты.

Огромная опасность информационно-психологического оружия заключается и в обезличенном характере его применения, что позволяет вести наступательные действия анонимно, даже без объявления войны. К тому же запретить разработку и использование такого оружия (как это сделано, например, в отношении химического или бактериологического оружия) едва ли возможно.

Информационно-психологическое противоборство — это борьба между государствами за достижение превосходства в области получения, обработки и доведения информации до противника, морального и психологического воздействия на него в интересах достижения политических и военных целей.

Формы и методы манипуляции сознанием. Технический прогресс дал в руки манипуляторов сознанием и поступками людей новые, никогда ранее не применявшиеся эффективные инструменты. Прежде всего это технологии, опирающиеся на средства массовой информации (СМИ). От газетного листа сделан шаг к спутниковому телевидению и Интернету. Сегодня, когда более 99 % информации человек получает из СМИ, с их помощью можно довести до каждого желаемую информацию, причём невозможно проверить её правдивость и уж тем более проанализировать её воздействие. Для этого в стране, подвергающейся идеологической экспансии, наряду с мировыми используются её же собственные СМИ.

Главная причина успеха манипуляции состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев человек не желает тратить ни времени, ни душевных сил, чтобы просто усомниться в подаваемых ему сообщениях. Для подачи лжи нанимаются люди, имеющие авторитет в обществе, — любимые артисты, уважаемые академики, «неподкупные» поэты-бунтари или красивые девушки — для каждой категории населения используется свой авторитет. Информация подаётся из разных источников, малыми дозами и на бытовом уровне. Таким образом, удаётся отнимать у людей самостоятельное мышление.

Для усиления воздействия на подсознание используются эмоции человека, и самая сильнодействующая из них — страх. Широко применяется технология подачи сенсации. Ложь, подкреплённая страхом, обязательно снабжается зрительным образом. Сообщения подаются в большом потоке, без перехода между ними, информация о массовой гибели людей внезапно сменяется показом моды, правда перемешивается с ложью. В результате человек не успевает проанализировать показанную информацию, его мозг увлечён уже иной информацией, противоположной по направленности. В поток действительно правдивых сообщений вставляются ложные, которые осядут в памяти человека, не подвергаясь анализу. Вскоре источник информации забудется, а в мозгу образуются не соответствующие действительности, но устойчивые убеждения и стереотипы.

Стали разрабатываться и реализовываться новые типы войн. Вот примерный сценарий такой войны:

  • Во-первых, средства массовой информации наполняются сообщениями о нарушении прав человека и диктатуре в стране—жертве агрессии. Власть показывается преступной, коррумпированной, диктаторской.
  • Во-вторых, создаётся «виртуальная» идеология. Истинные интересы народа заменяются другими, специально созданными и распространяемыми СМИ.
  • В-третьих, в стране—жертве агрессии взращивается и поддерживается оппозиция. Она снабжается деньгами, рисуется позитивной и демократичной, способной «исключительно мирными средствами» улучшить жизнь народа.
  • В-четвёртых, готовятся «боевики» оппозиции. Для этого нелегально или под видом общественных организаций любой направленности идёт их обучение. Проводятся семинары и круглые столы, где выявляются люди, готовые за деньги выполнять чёрную работу по расшатыванию и захвату власти. Привлекаются инструкторы и наёмники из других стран.
  • В-пятых, инициируются и организуются массовые сборища и шествия-протесты людей, «возмущённых тиранией и бесправием». Участники таких акций подстрекаются к беспорядкам и погромам. В нужный момент вступают в действие «боевики», которые должны захватить власть и передать её новому правительству, подконтрольному противнику.

Таким образом, без боевых действий и уничтожения вооружённых сил цели войны могут быть достигнуты. Если же данный сценарий тормозится, то реализовывается следующий сценарий — миротворческие силы вводят свои войска на территорию, где уже искусственно создана гуманитарная катастрофа. Власть плавно перетекает к более сильному противнику. Такие сценарии уже были реализованы на Балканах, в Ираке, Египте, Ливии или под видом «бархатных революций» — в ряде государств постсоветского пространства.

Комплекс мер информационно-психологического воздействия на войска и население противника обозначается термином «психологические операции». В армиях НАТО действует единая директива «О принципах планирования и ведения психологических операций». По мнению военнополитического руководства блока НАТО, такие операции представляют собой эффективное оружие, применение которого может позволить вообще отказаться от военной силы. Психологические операции подразделяются на стратегические, оперативные и тактические.

Стратегические психологические операции проводятся в глобальном масштабе для достижения долгосрочных целей, в интересах создания благоприятной психологической обстановки для ведения боевых действий.

Оперативные психологические операции осуществляются в определённых регионах и преследуют среднесрочные цели по поддержке военных кампаний или крупных военных операций.

Тактические психологические операции реализуются с краткосрочными целями и направляются на поддержку боевых действий войск в тактическом звене. Психологические операции всех уровней, при их одновременном осуществлении, составляют единый целостный комплекс взаимосвязанных мероприятий. Они планируются и проводятся на основе решений главнокомандующих, командующих и командиров различных рангов в мирное и военное время.

При ведении боевых действий основными задачами психологических операций считаются: убеждение общественного мнения в правильности и необходимости военного вмешательства; воздействие на военно-политическое руководство противника и его союзников с целью заставить их отказаться или воздержаться от вступления в войну; поддержка внутри страны противника оппозиции, сил сопротивления, расовых, этнических, религиозных и других противоречий, подрыв доверия к руководству страны. Психологические операции оказывают содействие в захвате населённых пунктов противника путём предъявления ультиматумов и передачи призывов к капитуляции, а также противодействуют психологическим операциям противника.

Войны в сфере смыслов. Уже во второй половине прошлого века люди стали понимать, что ракетно-ядерная война может уничтожить человечество. «Кто первым применит ядерное оружие, погибнет вторым, даже не получив ответного удара», — сформулировал сложившуюся в мире ситуацию академик Н. Н. Моисеев. Человеческий мозг начал изобретать новые «гуманные» механизмы борьбы, позволяющие осуществлять экспансию новыми, более безопасными методами, приносящими максимальную прибыль. В результате наряду с привычными видами боевых действий возникли новые концепции войн. Такие концепции, используя современные информационные и психологические технологии, предполагают достижение целей войны путём воздействия на разум противника, что гораздо выгоднее, чем ввязываться в глобальную войну с непредсказуемыми последствиями.

Теперь речь идёт уже не о влиянии на сознание, а о кардинальной деформации сознания людей. Причём некоторые типы сознания просто уничтожаются, а люди, наоборот, после перестройки их сознания могут быть сохранены.

Войны в сфере смыслов (консциентальные войны, от латинского слова «сознание») почти незаметны, но исключительно разрушительны и проводятся не только в военное, но и в мирное время. Добро и зло, честь и позор, красота и безобразие, коллективизм и индивидуализм, дружба, совесть, взаимовыручка — смысл этих представлений подвергается атаке и пересмотру. Деформируется или уничтожается интеллектуальный ресурс нации, разрушаются ценностные установки населения противника. В таких войнах уничтожается культура.

Суть подобной войны ещё в 1945 году на одном из секретных заседаний изложил директор ЦРУ США Аллен Даллес: «Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания... Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, диссидентства, словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху... Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда делать главную ставку на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них агентов нашего влияния.

Пока существует с пятиконечной звездой на лбу советский солдат и человек со значком комсомола на груди, мы не сможем покорить Советский Союз. Надо менять методы борьбы против красных, а для этого необходимо вложить в психологию советского гражданина нашу пропаганду, то есть менять психологию их, начиная с колыбельного возраста. В первую очередь необходимо убрать с экрана советское кино, со сцены — театр, ударить по школьным и вузовским учреждениям, создать панику в органах государственной власти, начиная с Кремля, с таким расчётом, чтобы руководители властных структур больше ссорились между собой. Вражда между нациями в СССР развалит его как карточный дом. После чего мы ударим по экономике».

Стратегия смысловых войн предполагает воздействие по всем адресам — личность, группа и общество в целом, сознание и подсознание людей. Война в сфере смыслов ставит целью глобальную перестройку базовых ценностей и мироощущений людей.

Это значит, что теперь войны могут проходить не только в пространстве, но и в ином измерении — в сознании людей и за их души. В этом сущность современных войн в сфере смыслов.

  1. Назовите известные вам примеры психологического воздействия на воинов противника.
  2. Почему информатизация стала источником безопасности людей?
  3. В чём заключается манипуляция сознанием людей?
  4. Какие основные задачи ставятся в армиях НАТО перед психологическими операциями?
  5. Что такое войны в сфере смыслов?

Рейтинг@Mail.ru