Учебник для 10—11 классов
Республика Беларусь

       

Допризывная подготовка

§ 56. Экстремальные условия в воинской деятельности

Основными видами современной воинской деятельности являются боевая и учебно-боевая деятельность.

Боевая деятельность — это вид воинской деятельности, который осуществляется в условиях боя, войны. Бой для воина — всегда экстремальная ситуация. В нём, как ни в одном виде повседневной деятельности, неизмеримо возрастает значение эмоционально-волевых качеств человека, на основе которых формируются морально-боевые качества воина. В бою цена недостатка силы, ловкости, выносливости, замедленной реакции, ошибки в действиях — жизнь и невыполненная боевая задача.

Отважный белорусский лётчик дважды Герой Советского Союза С. И. Грицевец в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол проявил не только исключительное лётное мастерство, сбив 12 самолётов противника, но и высочайшие морально-боевые качества. В одном из воздушных боёв он обнаружил, что самолёт его командира подбит, а сам командир оказался на вражеской территории. Несмотря на крайний риск, Грицевец, не колеблясь, принял решение: спасать командира. В следующие мгновения всё уже решали воля, хладнокровие и мастерство лётчика. Он посадил самолёт на изрытую воронками площадку и буквально втиснул своего командира в одноместную кабину. На виду у опешивших солдат противника Грицевец развернул машину против ветра и с двойной нагрузкой поднялся в воздух.

В основе победы советского народа над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны лежат высокие эмоционально-волевые и морально-боевые качества советских воинов, партизан, подпольщиков.

Чтобы выжить и победить в бою, в мирное время воины учатся, закаляют свою волю, совершенствуют физические качества.

Учебно-боевая деятельность — вид воинской деятельности, который осуществляется с целью подготовки личного состава к боевым действиям в условиях войны. В мирное время этот вид деятельности является ведущим.

Определяющее воздействие на формирование моральнобоевых качеств воинов оказывают тактическая, огневая, техническая, специальная, физическая, строевая подготовка. Один из принципов боевой подготовки личного состава в мирное время — учить войска тому, что необходимо на войне.

На тактических и тактико-специальных учениях, учениях с боевой стрельбой в обстановке, максимально приближенной к боевой, воины учатся мужественно преодолевать трудности походно-полевой обстановки, действовать в экстремальных условиях, закаляются морально, психологически и физически, овладевают на практике наукой побеждать сильного, технически оснащённого противника. На учениях воины днём и ночью, в любую погоду совершают в заданном темпе длительные марши, форсируют водные преграды, ведут учебно-боевые действия, практически выполняют весь комплекс своих функциональных обязанностей. В ходе учебно-боевой деятельности, таким образом, воины осуществляют идеомоторную тренировку — реально в боевой учёбе всё, и только противник «условный».

Вот фрагмент учебно-боевой деятельности одного из подразделений нашей армии. В наступательном бою, заменив офицера, гвардии сержант Игорь Бережной командовал танковым взводом. На рубеже развёртывания во взводные колонны танки уткнулись в болото. Повернуть назад нельзя. Цепкий взгляд Игоря скользнул по болоту. Везде остролист, рогоз, камыш — признак топи. И только в одном месте поблёскивало небольшое зеркало воды, не затянутое тиной. Там, возможно, есть родники, а значит, и дно должно быть твёрдым. «Надо проверить», — решил Бережной и шагнул в болото. Студёная вода обжигала тело, доходила до горла. Но он преодолел водный участок до конца и убедился, что дно прочное, танки пройдут. И они прошли! Взвод гвардии сержанта Бережного своевременно вышел на рубеж атаки.

Юношей в ходе допризывной подготовки ещё не учат всему, что необходимо в армии, но у них развивают эмоционально-волевые и физические качества, которые в любой деятельности полезны, а в военной — необходимы.

Специфика жизни и быта военнослужащих срочной службы. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, специфична не только боевая и учебно-боевая деятельность. Новыми для них становятся жизнь и быт, взаимоотношения с новыми людьми, в воинском коллективе. Для большинства призванных на военную службу солдат период адаптации к новым условиям жизни проходит безболезненно и быстро.

Но некоторые юноши оказываются неспособными преодолеть наступившие трудности. Новые условия жизни и быта кажутся им настолько выходящими за рамки условий их предыдущей жизни, что вызывают у них состояние эмоциональной напряжённости, граничащей со стрессом. Как правило, это молодые люди с нервно-психической неустойчивостью, слабым здоровьем и физическим развитием, воспитанные в «тепличных» условиях и не привычные трудиться, с ярко выраженным эгоизмом.

Для формирования морально-психологической готовности к предстоящей военной службе юноше следует:

  • чётко сформулировать свои задачи
  • на период военной службы;
  • всесторонне готовить себя к военной службе, добросовестно изучать предмет «Допризывная подготовка»;
  • совершенствовать свою физическую подготовку, всемерно укреплять здоровье;
  • совершенствовать свои эмоционально-волевые качества.
  1. Охарактеризуйте виды воинской деятельности.
  2. В чём, по вашему мнению, состоят основные трудности военной службы? Готовы ли вы преодолеть эти трудности?
  3. Сформулируйте для себя цель и задачи предстоящей военной службы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru