Учебник для 10—11 классов
Республика Беларусь

Допризывная подготовка

§ 9. Законодательство Республики Беларусь по военным вопросам

Оборона государства и военное строительство в нашей стране осуществляются в рамках законодательства, базирующегося на Конституции Республики Беларусь. Помимо Конституции, законодательными и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь об обороне и военном строительстве являются: Концепция национальной безопасности Республики Беларусь; законы Республики Беларусь «Об обороне», «О Вооружённых Силах Республики Беларусь», «О воинской обязанности и воинской службе», «О статусе военнослужащих»; Военная доктрина Республики Беларусь; положения о прохождении военной службы различными категориями военнослужащих; уставы Вооружённых Сил Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь. Принципы внешней политики Беларуси, декларируемые в Конституции, не исключают вооружённую защиту нашего государства. Общенациональный подход к защите государства выражен в статье 57 Конституции:

Защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Этой же статьёй определено, что «порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена её альтернативной определяются законом».

По Конституции Республики Беларусь всем гражданам определены одинаковые права и свободы, «все равны перед законом» (статья 22). Вместе с тем статья 23 Конституции гласит: «Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности…». Необходимость ограничения некоторых гражданских прав и свобод для военнослужащих определяется спецификой воинской службы и вооружённой защиты государства. Так, в статье 36 Конституции записано: «военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели».

В соответствии с Конституцией Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь является Президент, который «принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности и территориальной целостности».

Конституцией определена сфера деятельности Национального собрания Республики Беларусь по вопросам обороны.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Национальная безопасность — состояние защищённости национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

Национальные интересы — совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь. Угроза национальной безопасности — потенциальная или реально существующая возможность нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь.

Источник угрозы национальной безопасности — фактор или совокупность факторов, способных при определённых условиях привести к возникновению угрозы национальной безопасности.

Концепция выделяет восемь основных видов безопасности, отвечающих основным сферам жизнедеятельности личности, общества и государства: политическую; экономическую; научно-технологическую; социальную; демографическую; информационную; военную; экологическую.

Одним из основных национальных интересов в военной сфере является укрепление в обществе чувства патриотизма, готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь.

Концепция определяет деятельность государства, организаций и граждан по защите личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Закон Республики Беларусь «Об обороне». Оборона Республики Беларусь — система правовых, политических, экономических, военных, социальных и иных мер, обеспечивающих военную безопасность государства.

Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом (статья 2).

Для обороны Республика Беларусь имеет Вооружённые Силы, внутренние войска Министерства внутренних дел, пограничные войска, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президента Республики Беларусь, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При необходимости для решения задач обороны привлекаются органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

Государственные органы, иные организации и граждане Республики Беларусь принимают участие в обеспечении обороны и несут ответственность за осуществление возложенных на них задач.

Для граждан Республики Беларусь установлена воинская обязанность в соответствии с законодательством Республики Беларусь (статья 14).

Законом допризывная и физическая подготовка в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования включена как составная часть в организации обороны Республики Беларусь (статья 4).

Закон Республики Беларусь «О Вооружённых Силах Республики Беларусь». Закон устанавливает предназначение, задачи, состав, численность, принципы построения и деятельности Вооружённых Сил Республики Беларусь, комплектование и дислокацию, руководство Вооружёнными Силами Республики Беларусь, взаимодействие их с другими войсками и воинскими формированиями Республики Беларусь.

Вооружённые Силы Республики Беларусь — структурный элемент военной организации государства, предназначенный для обеспечения военной безопасности и вооружённой защиты Республики Беларусь, её суверенитета, независимости и территориальной целостности (статья 1).

В соответствии с Законом привлечение воинских частей для выполнения задач, не связанных с обороной государства, не допускается, за исключением случаев необходимости защиты населения и оказания ему помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций (статья 11).

Вооружённые Силы комплектуются на основе сочетания воинской обязанности с добровольным поступлением на военную службу по контракту (статья 7).

Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе». Закон устанавливает основы исполнения гражданами Республики Беларусь воинской обязанности путём прохождения воинской службы, а также основания и условия освобождения от воинской службы.

Воинская обязанность — конституционный долг граждан по защите Республики Беларусь. Воинская обязанность включает: воинский учёт, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, призыв на службу в резерве и прохождение службы в резерве, состояние в запасе, призыв на военные и специальные сборы и их прохождение.

Воинскую обязанность исполняют граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к её исполнению, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убеждений (статья 4).

Воинская служба — особый вид государственной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве Вооружённых Сил Республики Беларусь, военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооружённых Сил или других воинских формирований Республики Беларусь.

Военная служба — основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности в составе Вооружённых Сил или других воинских формирований.

Срок военной службы по призыву устанавливается: для военнослужащих, не имеющих высшего образования, — 18 месяцев; для военнослужащих, имеющих высшее образование, — 12 месяцев (статья 45).

Служба в резерве — вид воинской службы, заключающийся в обязательном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную военную службу, воинской обязанности путём прохождения службы в воинских частях или иных организациях Министерства обороны Республики Беларусь на занятиях и учебных сборах без прекращения трудовой деятельности.

Срок службы в резерве устанавливается: для граждан, не имеющих высшего образования, — три учебных года; для граждан, имеющих высшее образование, — два учебных года (статья 63).

Допризывник — гражданин мужского пола, проходящий подготовку к военной службе до приписки к призывному участку.

Призывник — гражданин мужского пола, приписанный к призывному участку.

Военнослужащий — гражданин, проходящий военную службу в Вооружённых Силах или других воинских формированиях.

Резервист — гражданин, проходящий службу в резерве. Военнообязанный — гражданин, состоящий в запасе Вооружённых Сил или других воинских формирований.

Закон определяет порядок воинского учёта призывников и военнообязанных, подготовки граждан к военной службе, призыва на военную службу, службу в резерве.

Военнослужащие и резервисты, впервые призванные на военную службу, службу в резерве, приносят Военную присягу. Законом установлено содержание Военной присяги (статья 49).

Законом определён порядок прохождения военной службы, службы в резерве, а также призыва на военные и специальные сборы. Для Вооружённых Сил и других воинских формирований Закон устанавливает составы военнослужащих и воинские звания.

Закон Республики Беларусь «О статусе военнослужащих». Статус военнослужащих устанавливает систему их прав, свобод, обязанностей и ответственности.

На военнослужащих распространяется общее законодательство государства, они обладают правами и выполняют обязанности граждан Республики Беларусь. В то же время военнослужащие призваны обеспечивать вооружённую защиту государства, выполняя задачи порой с риском для жизни. Поэтому на них распространяется специальное военное законодательство.

  • Перечислите известные вам законодательные и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь об обороне и военном строительстве.
  • Что записано в Конституции Республики Беларусь о защите Республики Беларусь и воинской службе?
  • Расскажите о Законах Республики Беларусь «Об обороне» и «О Вооружённых Силах Республики Беларусь».
  • Каково основное содержание Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе».

Рейтинг@Mail.ru