Профессия
частный сыщик

       

Глава 12. Тайные операции

Что такое тайная операция

Тайная операция (ТО) — особый вид работы сыщика, характеризующийся множеством специфических моментов, которые необходимо учитывать как при ее организации, так и в процессе реализации.

ТО представляет собой систему согласованных, взаимосвязанных по цели, времени и месту сыскных действий, а также мероприятий с использованием технических средств, осуществляемых сыщиком по общему плану и направленных на достижение цели, сформулированной в рамках конкретной услуги клиенту.

Определение «тайная» означает, что проводимые в ходе операции мероприятия остаются неизвестными объекту внимания сыщика.

Обычно к ТО сыщик прибегает лишь в крайних случаях, когда необходимую ему информацию нельзя получить иными, более простыми способами, или же эти способы не дали желаемых результатов. Ведь не секрет, что порой у сыщика возникает ощущение, будто он уперся в стену и что получить нужные сведения законным путем невозможно. Например, внедрение в интересующую среду может показаться на первый взгляд выходящим за рамки определенных законом сыскных действий.

Когда бывает необходимой тайная операция?

Представим ситуацию, когда клиент сыщика подозревает своего сотрудника в том, что тот проявляет неоправданный интерес к сведениям, составляющим коммерческую тайну фирмы. Сыщик понимает, что он способен помочь клиенту только при том условии, что подозреваемый окажется под профессиональным наблюдением по месту работы.

Напомним, что наблюдение — это одно из разрешенных законом частных сыскных действий. Теперь зададим себе вопрос: как сыщик может наблюдать поведение интересующего лица по месту работы в фирме клиента, не будучи рядом с ним? Эта задача имеет три варианта решения с использованием ТО:

  1. Сыщик «поступает на работу» в фирму клиента оставаясь известным в этом качестве только ему, а для других играя роль согласно разработанной легенде.
  2. В фирму «устраивается» (разумеется, с ведома клиента) специально подобранный и подготовленный сыщиком человек, который работает там некоторое время с целью получения необходимой сыщику (и клиенту) информации.

Кстати, в нормативных актах США закреплено правовое положение «негласного агента» частного сыщика, как лица, нанятого для выполнения поручений клиента и действующего в интересах последнего скрытыми (негласными) методами, но обязательно под руководством «лицензированного» частного детектива. Не исключено, что реалии частного сыска подтолкнут законодателей к введению соответствующей нормы о «негласных агентах» в законодательные акты стран СНГ и Балтии.

  1. «Наблюдателя» за интересующим объектом сыщик может «приобрести» (нанять) среди персонала фирмы.

Из всех перечисленных вариантов наиболее предпочтителен №2. Первый вариант «непроходной» по той причине, что сыщик вряд ли сможет «пойти на работу» на достаточно продолжительный срок в фирму клиента, учитывая свою загруженность другими сыскными делами. Третий вариант требует большой предварительной работы по подбору кандидата в помощники, его изучению, проверке, привлечению к сотрудничеству, инструктажу и т.д. Остается второй вариант ТО.

Подготовка ТО

Сыщик вместе с клиентом должен обсудить ряд конкретных и практических вопросов предстоящей операции. Уже с этого момента следует позаботиться о конспирации. Все встречи с клиентом следует проводить в таких местах, которые бы гарантировали партнеров от случайных нежелательных свидетелей из числа сослуживцев, соседей, родственников, просто знакомых людей.

В ходе встречи целесообразно обстоятельно обсудить следующие вопросы:

  1. Суть проблемы клиента и его задания.
  2. Анализ ситуации на объекте.
  3. Характеристика персонала, подозреваемого лица.
  4. Планирует ли клиент возбуждать дело в суде, если будут выявлены правонарушения.
  5. Целесообразный способ выполнения задания.
  6. Сроки операции.
  7. Состав участников.
  8. Способы внедрения и формы деятельности тайного агента.
  9. Материальные и финансовые расходы.
  10. Меры безопасности и конспирации.
  11. Отчетность.
  12. Связь с клиентом.
  13. Заключение договора (контракта) с клиентом.

Важно уяснить, что наиболее интересует клиента: хищения, злоупотребления, причины нездорового морально-психологического климата, противоправные действия, утечка конфиденциальной информации и т.п. Но при этом сыщику следует избегать поспешных выводов и заключений на основе предположений клиента, отдавая предпочтение лишь проверенным конкретным фактам и доказательствам. Слишком часто клиенты бывают субъективны в своих оценках (подозрениях) в отношении возможных виновников и причин правонарушений.

Вместе с клиентом целесообразно проанализировать общую кадровую ситуацию на объекте (фирме), определить контингент лиц, заслуживающих оперативного внимания.

Необходимо выяснить, намерен ли клиент добиваться возбуждения уголовного дела по фактам выявленных с помощью сыщика правонарушений или же он собирается ограничиться принятием других, например, административных мер. Но в любом случае добываемые сыщиком сведения должны оформляться таким образом, чтобы их можно было представить в судебные инстанции. Речь идет о легализации добытой негласным путем информации.

Допустим, негласный помощник сыщика обнаружил, что сотрудник, подозреваемый в тайном овладении документом, содержащим коммерческую тайну фирмы, прячет его в своем шкафчике для одежды. Как легализовать (сделать гласной) эту информацию, без расшифровки «тайного агента»? Вскрыть замок шкафа. На каком основании?

Поэтому необходимо проявить изобретательность, оперативную смекалку для того, чтобы подозреваемый сам открыл шкаф. В нашем реальном примере было распространено сообщение что в соседнем шкафу якобы пролита ядовитая жидкость и есть угроза её растекания. После этого в присутствии свидетелей удалось заставить владельца шкафа открыть его, после чего были обнаружены похищенные им документы.

Необходимость легализации добытых оперативным (негласным) путем информации налагает на сыщика дополнительные требования к оформлению отчетов по работе, получению вещественных доказательств, выявлению свидетелей, осуществлению видеосъемки, звукозаписи, фотографированию и прочему документированию фактов, уличающих конкретных лиц в правонарушениях. Речь идет о том, чтобы легализованные сведения можно было реализовать в соответствии с действующим законодательством, разумеется, если клиент сочтет возможным добиваться возбуждения уголовного дела.

Вместе с клиентом сыщику следует обсудить и наиболее приемлемые способы выполнения задания, с учетом конкретной обстановки на объекте, его специфики, а также ориентировочные сроки операций. Клиент может установить конкретный срок — это одна ситуация, но он может и не ограничивать сыщика во времени. Это уже ситуация другая: главное в ней — получить необходимую клиенту информацию.

Обязательно следует четко определить финансовые аспекты ТО. Надо оговорить с клиентом перечень предполагаемых материальных и финансовых затрат на проведение операции, а также сумму оплаты труда её исполнителей.

Совместно с клиентом обсуждается вопрос о способе внедрения тайного агента на объект и о формах прикрытия его деятельности. При этом нужно учитывать следующее:

  • Оформление тайного агента на работу в фирму клиента должно максимально соответствовать установленному порядку и процедуре трудоустройства.
  • Желательно оформлять кандидата вместе с другими лицами, претендующими на получение рабочего место, с тем, чтоб отвлечь от него внимание.
  • Если тайный агент (ТА) устраивается на работу один, нужно подготовить правдоподобное и убедительное объяснение относительно его трудоустройства.
  • Должность, на которую оформляется ТА, должна максимально обеспечить широкие контакты с персоналом фирмы;
  • ТА не должен привлекать к себе повышенного внимания или вызывать недовольство со стороны персонала фирмы.
  • Круг лиц, посвященных в суть и замысел тайной операции, следует ограничить одним лишь клиентом. В крайнем случае, можно ввести в курс дела (и то частично!) его доверенное лицо либо сотрудника кадрового органа (менеджера персонала), который будет непосредственно оформлять ТА на работу.

Если кадровый работник не вовлечен в ТО и не знает о внедрении ТА, то последний проходит всю процедуру трудоустройства как «человек с улицы». В таком случае сыщик должен тщательно подготовить своего помощника для первого собеседования с непосвященным в дело должностным лицом. Чему следует уделить особое внимание при этом?

  • ТА в ходе собеседования должен сохранять самообладание, выражать уверенность в своих силах, заинтересованность в получении этого места.
  • Отвечать только на поставленные вопросы, по возможности, кратко и четко. Не следует сообщать больше, чем спрашивают и лгать без необходимости.
  • Всем своим видом и поведением создать благоприятное впечатление и положительный настрой кадровика в отношении приема на работу.

С клиентом необходимо обсудить периодичность и форму отчетности ТА в отношении проделанной работы и её результатов; оговорить организацию текущей и экстренной связи с клиентом. Нужно также отработать меры конспирации и довести их до клиента.

Завершается этап подготовки к ТО подписанием договора (контракта), в котором излагаются обязательства обеих сторон — сыщика и клиента, а также все принципиальные вопросы, по которым достигнута устная договоренность. После этого наступает этап непосредственного планирования ТО.

Планирование тайной операции

Успех проведения ТО в значительной мере зависит от того, насколько тщательно она спланирована и организована. Прежде всего, должны быть четко определены цели и задачи (нельзя действовать подобно сказочному персонажу: «принеси то, не знаю что»), сроки исполнения.

Максимально полно предусматривается порядок действия исполнителя на разных этапах операции и в разных ситуациях. Обуславливается связь меду исполнителем ТО и её руководителем (клиентом). Разрабатываются меры безопасности.

Сыщик должен предусмотреть возможные внештатные и чрезвычайные ситуации, порядок своих действий при их возникновении. Важным элементом планирования и подготовки операции является тщательный инструктаж исполнителя главной роли по всему комплексу вопросов, с которыми ему придется столкнуться в ходе практической работы.

Прежде всего, помощник сыщика должен четко усвоить, что от него требуется, какие сведения, к какому сроку и в каком виде он должен представлять. Сыщик определяет основные способы и методы добывания этих данных, предусматривая также и альтернативные варианты действий своего помощника.

Планирование таких задач, решение которых входит в противоречие с действующими законами, следует исключить. Выбирая способы, формы и методы работы негласного помощника (ТА), использования им технических средств, сыщик не должен упускать из виду вопрос о законности их применения.

Подбор основного исполнителя тайной операции

Исполнителя (негласного помощника, тайного агента) для проведения ТО подбирает сыщик, с учетом того, какую конкретную задачу ему предстоит решить. Вместе с тем, есть ряд общих требований к тайному агенту.

Прежде всего, он должен обладать чувством ответственности и решимостью выполнить задачу даже в самых сложных условиях.

Важно, чтобы он умел трезво мыслить, анализировать обстановку, принимать разумные решения, в том числе в сложной обстановке и при условии дефицита времени, не терять самообладания в чрезвычайных ситуациях, быть психически уравновешенным.

Весьма желательно, чтобы он был специалистом в той сфере, в которой ему придется действовать в период операции.

От него зачастую требуется определенный артистизм, умение играть роль так, чтобы не вызывать подозрений у окружающих.

Необходима хорошая память, ибо нередко придется запоминать большой объем различных сведений. Запись их на диктофон или в записную книжку не всегда возможна, да и способна привести к расшифровке агента, если записи случайно попадут к посторонним лицам.

Помощник сыщика, который внедряется в фирму клиента для выявления противоправной деятельности её сотрудников (сотрудника), должен как можно лучше вписаться в коллектив. Чтобы «стать своим» и получить необходимую информацию, желательно не выделяться по возрасту в интересующей среде. Так, статистика свидетельствует, что наиболее значительную часть мелких хищений на рабочих местах совершают молодые люди в возрасте 16—25 лет. Следовательно, помощник сыщика должен вписываться в эти возрастные пределы, чтобы адаптироваться в данной социальной группе.

Клиент, в интересах которого действует негласный помощник сыщика, должен со своей стороны принять меры по недопущению его разоблачения. В частности, никому, даже жене и близким друзьям, он не должен сообщать, что на него, работают сыщик и его помощник.

Руководство негласным помощником в ходе ТО

Получить нужную информацию от помощника, внедренного в окружение объекта внимания сыщика (лица, подозреваемого в совершении правонарушения) можно только при умелом руководстве им.

Каждый конкретный человек, бесспорно, требует сугубо персонального подхода, но сыщик должен знать, что наиболее эффективно руководить своим помощником он сможет посредством убеждения, развивая с ним дружеские отношения, но не теряя при этом инициативы (доминирования).

Самым уязвимым аспектом работы с негласным помощником является связь сыщика с ним. Информацию, которую он добывает, надо своевременно получать, а это возможно только при наличии надежного канала (способа) связи между ними.

Кроме того, связь нужна и для развернутого обсуждения сыщиком различных вопросов со своим помощником, касающихся выполнения задания клиента.

Связь может также носить сигнальный характер (уведомление об опасности, об отсылке — получении, о готовности — неготовности). Не будет связи — сыщик не сможет руководить своим помощником!

Сыщик может осуществлять связь с помощником следующими способами:

  • Посредством личных встреч;
  • Посредством технических средств (телефакс, электронная почта, мобильный телефон);
  • Посредством использования «втемную» посторонних лиц;
  • Посредством специальных курьеров (связников);
  • Посредством почтовых отправлений;
  • Посредством тайников;
  • Посредством моментальных контактов.

Что касается сигнальной связи, то здесь реальны всевозможные формы, зависящие от изобретательности сыщика и его помощника, с учетом конкретных обстоятельств. Это может быть знак (например, черта мелом в заранее обусловленном месте), почтовая открытка с кодовой надписью, «ошибочный» телефонный звонок. Главное, используемые сигналы должны быть совершенно естественными, чтобы не вызвать у окружающих нежелательного удивления.

...Информация, необходимая клиенту, получена. Она легализована и имеет перспективу быть реализованной. «Тайный агент» сыщика свою задачу выполнил. Данных об его расшифровке не имеется. Наступает этап вывода помощника из операции. Наиболее простой способ: он подает заявление об увольнении на имя руководителя фирмы (клиента сыщика) и покидает место работы на законных основаниях.

Выше мы рассмотрели тайную операцию на достаточно простом примере: когда клиент «трудоустраивает» у себя на фирме негласного помощника сыщика с целью выявления злоумышленника среди персонала фирмы. Но обращение к зарубежному опыту показывает, что тайные операции наиболее распространены в сфере изучения конкурентов.

Тайные операции в конкурентной борьбе одно из названий тайных операций — маркетинговая или конкурентная разведка (впрочем, терминология таких мероприятий ещё не устоялась). Это весьма распространенный инструмент в арсенале служб маркетинга и безопасности современных корпораций. Важнейший его элемент — сбор информации о конкурентах в тайне от них, что совершенно необходимо дня разработки стратегии развития (продвижения на рынке) любой компании.

Казалось бы, проще всего получить сведения о конкурентах из открытых источников, например из прессы или материалов Интернет. Но такой информации явно недостаточно, ибо корпоративные сведения являются тайной за семью печатями. В связи с этим «любопытные» компании вынуждены пускать в ход тайные уловки, обращаясь за помощью к сыщикам.

Впрочем, сыщик отнюдь не должен исключать использование открытых источников, прежде чем прибегнуть к тайной операции. Например, узнать телефоны акционеров интересующей клиента фирмы можно узнать с помощью обычного справочника предприятия. А вот когда выход на акционеров получен, наступает следующий («тайный») этап, целью которого является получение от них нужных сведений.

На этот случай сыщик должен иметь соответствующую легенду, полезную в плане «извлечения» необходимой информации. Например, сыщик может явиться на предприятие — объект внимания клиента, под видом бывшего выпускника вуза, в котором учились многие специалисты этого предприятия. Вряд ли кто-нибудь «вспомнит» его, тем не менее люди с удовольствием откликнутся на возможность пообщаться со своим «сокурсником». В результате сыщик сможет узнать много интересующих его (точнее, клиента) подробностей об экономическом состоянии предприятия либо о технологических процессах...

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru