Профессия
частный сыщик

       

Глава 7. Источник информации — человек

Как найти источник

После того, как сыщик уяснил суть услуги, которую от него хочет получить клиент, он должен определить, какая информация ему нужна для исполнения этой услуги и пути её наиболее эффективного сбора.

Традиционными источниками информации сыщика являются люди и документы. Это, прежде всего, лица (носители информации), осведомленные о фактах и событиях, интересующих детектива, официальные представители предприятий, организаций и учреждений, специалисты в той или иной области, это, наконец, могут быть и правонарушители, имеющие отношение к конкретным фактам и событиям.

Особый интерес представляют лица, которые близко стоят к интересующим сыщика сведениям (общаются со знающими людьми, разрабатывают и оформляют соответствующие документы, работают с ними).

Как тут не вспомнить родоначальника частного сыска Эжена Франсуа Видока, создавшего целую сеть осведомителей, подвизавшихся в министерствах, банках, магистратах, в армии и даже при королевском дворе, и от которых Видок получал нужную ему информацию.

Встает вопрос: как подобрать источник информации? Побудителем активности сыщика в данном случае, впрочем как и в других жизненных ситуациях, выступает потребность. Потребность информационная, удовлетворение которой, в зависимости от характера оказываемой сыщиком услуги может быть срочным (безотлагательным) или с расчетом на перспективу.

С учетом характера потребности, нужных личных, деловых и информационных качеств источника, сыщик начинает подыскивать подходящего человека, для чего обстоятельно рассматривает определенный контингент людей в определенной социальной среде (например, персонал фирмы, интересующей клиента). Из них он отбирает тех, кто в наибольшей степени соответствует предъявляемым требованиям.

Большой практический опыт в области приобретения источников информации (конфидентов, агентов, осведомителей, корреспондентов и т.п.) позволил вывести достаточно простую и, что главное, надежно «работающую» формулу. Она позволяет с большой вероятностью достигать положительных результатов в привлечении к сотрудничеству любого человека.

Эту формулу можно представить в виде аббревиатуры «ДИКС», где «Д» — это деньги; «И» — идеология; «К» — компрометация; «С» — субъективные качества потенциального источника информации.

Используя указанные «рычаги» воздействия на конкретного человека — по отдельности либо в сочетании, сыщик в большинстве случаев может добиться поставленной цели: привлечь его к сотрудничеству в качестве источника нужной информации.

Как получить нужную информацию

Практика показывает, что основными условиями Для получения информации является обеспечение конфиденциальности обладателя сведений, его мест пребывания, а также материальная заинтересованность. При этом в интересах сыщика соблюдать строгую конспиративность встреч и благожелательность отношений.

Информацию от осведомленных лиц можно получать как в результате прямого конфиденциального сотрудничества, так и в результате зашифрованного опроса, приемы и тактика которого совпадают с устным опросом, уже описанным выше.

Использование приемов психологического давления и принуждения (шантаж, угрозы, провокация), как правило положительных результатов не приносит и более того, связано с реальной опасностью отрицательных последствий для сыщика (получение дезинформации, официальные жалобы и т.д.).

Иногда люди-носители нужной информации могут выйти на сыщика по своей инициативе. Инициативное сотрудничество предполагает использование сыщиком этих людей по месту их работы (в фирме — объекте заинтересованности клиента, в ближайшем окружении интересующего клиента лица).

Мотивация людей, предлагающих инициативное сотрудничество, бывает самой различной. В число двигающих ими мотивов входят, например, такие, как ос-, трая нужда в деньгах; алчность; счеты с руководством фирмы; счеты с конкретными людьми; потребность в самоуважении; тщеславие; расчет получить взамен определенную информацию и т.д. и т.п.

Можно выделить три категории информаторов сыщика:

  1. Доверенные лица (доверительные помощники) — это те, которые постоянно сотрудничают с ним;
  2. Оперативные (доверительные) контакты — это источники, которые в оперативном (быстром, безотлагательном) режиме на доверительной (конспиративной) основе выполняют отдельные просьбы (поручения, задания) сыщика;
  3. Другие контакты (оперативные связи, контактеры) — это те, кого сыщик время от времени использует «втемную», по мере необходимости.

Особенности использования информаторов в сыске

Говоря об использовании информаторов в частном сыске, легко скатиться к изложению основ агентурных отношений на примерах разведки, контрразведки и уголовного розыска.

Разумеется, конфиденциальный характер отношений между сыщиком и его источником роднит их с отношениями, тоже конфиденциальными, к примеру, между оперативным сотрудником контрразведки и его агентом.

Но следует учитывать, что создание агентурных позиций в контрразведке (разведке), как правило, процесс довольно длительный, включающий несколько этапов (поиск кандидата в агенты, его проверку, изучение, вербовку, использование, расставание). Он базируется на двух основных принципах: объектном (контрразведывательное обеспечение, например, объекта — режимного предприятия) и линейном (например, противодействие разведке конкретного государства), либо на их сочетании (объектно-линейный принцип).

Другими словами, оперативный сотрудник заранее ориентирован на защиту конкретного объекта, согласно порученному ему участку работы, либо он ориентирован в своей работе на конкретную линию (направление) противодействия конкретной угрозе (противостоящей разведке), исходя из чего и формирует вербовочную базу, осуществляет поиск подходящих кандидатов (своих будущих помощников), привлекает их к сотрудничеству и работает с ними.

Примерно так же подходят к созданию осведомительской сети сотрудники Служб безопасности частных предпринимательских структур (банков, крупных фирм). Они «привязаны» к данному объекту (банку, фирме) — реализуют объектный принцип. И в то же время они ориентированы «линейно», с учетом конкретных видов угроз безопасности банка или фирмы (недобросовестные кредиторы, мошенничество со стороны собственного персонала и т.д.).

Частный же сыщик зависит от клиента, точнее от содержания услуги, которую клиент желает получить от него. Пока не получен заказ от клиента, пока не конкретизирован вид услуги, сыщик не знает, где, на каких объектах, по каким «линиям» ему могут понадобиться конфиденциальные источники. Но и после получения заказа, уяснив вид ожидаемой от него услуги, сыщику нужно какое-то время, чтобы определиться, где, сколько и каких помощников ему необходимо.

Действительно, при выявлении некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров клиента, конфиденциальные источники в их ближайшем окружении были бы очень кстати. И хорошо, если среди связей изучаемого по заказу клиента лица вдруг окажутся доверительные контакты сыщика. Бывают такие случаи. Но, к сожалению, значительно реже, чем хотелось бы. И тогда сыщику приходится изыскивать подходы к носителям интересующей его информации.

Если фактор времени позволяет, без сомнения сыщик решит задачу приобретения нужного ему источника. А если времени отпущено клиентом, что называется «в обрез»? Тогда остается либо убедить заказчика в необходимости увеличения срока исполнения заказа, либо использовать другие возможности для получения нужной информации.

И все же, в частном сыске вполне можно адаптировать, с известными поправками, объектный и линейный принципы создания информационной (осведомительской) базы.

Вспомним сыскные действия. Это устный опрос, наведение справок, изучение документов и предметов, внешний осмотр, наблюдение.

На каком объекте можно получить различного рода справки? Там, где содержится необходимая информация: в архивах, домоуправлениях, в справочных спужбах, в других базах данных. Можно, разумеется, направить туда официальный запрос и ждать результата - иногда очень долго. А можно заблаговременно познакомиться с нужными людьми на этих объектах, установить с ними (пусть не сразу) доверительные или хотя бы благожелательные отношения.

Изучение документов иногда требует проведения мероприятий, по своей сути совпадающих с криминалистическими исследованиями. В таких случаях заранее установленный доверительный контакт, допустим, в криминалистической лаборатории юридического факультета будет очень полезен.

А если существует лаборатория, оснащенная «детектором лжи» при том же факультете, то и на этом объекте сышик может найти подходы к нужному человеку, на случай применения полиграфа в устном опросе.

Что касается линейного принципа создания информационной (осведомительской) базы сыска, то линиями деятельности частного сыщика являются оказываемые им услуги. Разумеется, не все эти линии можно заранее накрыть «осведомительской сетью», но есть и такие, в отношении которых это сделать можно.

Для примера возьмем такую сыскную услугу, как выявление фактов и обстоятельств незаконного получения кредита. Сфера сия весьма специфична. Сыщик, разумеется, не знает всех тонкостей кредитных отношений. Но это отнюдь не значит, что на данной «линии» он будет находиться в информационном вакууме. В данном случае разумным, оперативно грамотным решением будет приобретение сыщиком доверительной связи (предпочтительно на возмездной основе) из числа специалистов в области кредитной политики банков, поддержание с ним таких отношений, которые бы позволяли, в случае необходимости, получить профессиональную консультацию.

Создавая информационную базу по объектному, линейному и смешанному принципам, сыщик должен уметь эффективно осуществлять так называемую единовременную (разовую) вербовку. Ее суть в том, что, встретив человека — носителя нужной информации, сыщик привлекает его к разовому сотрудничеству, которое вряд ли будет иметь продолжение. Но для этого сыщик должен хорошо владеть приемами психологии общения.

Психология общения сыщика с «источником»

Фазы развития общения

В работе сыщика общение занимает особое место, Поскольку основным объектом его деятельности являются люди. Собственно общение сыщика с людьми необходимо в следующих целях: для извлечения оперативно ценной информации из источников, для организации совместной работы, как элемент поиско вой деятельности.

Общение предусматривает три фазы развития:

  1. Фаза ориентирования и планирования общения Включает в себя ориентировку сыщика в ситуации контакта и личности собеседника.

Исходные цели общения на этой стадии конкретизируются в целях и замыслах контакта. Важно учитывать, что общение имеет сопряженный, взаимный характер, поэтому детектив должен определить и учитывать цели и интересы партнера, его понимание ситуации.

  1. Фаза исполнения общения. Основным содержанием этого этапа является обмен информацией. Он осуществляется путем психологического воздействия, а также в процессах взаимного понимания.

Наиболее простыми способами психологического воздействия сыщика на собеседника в актах обмена информацией являются: 1) изложение; 2) инструктирование; 3) стимулирование.

Мастерство пользования ими состоит в сочетании этих простых способов. Так, изложение информации сыщиком может быть одновременно средством стимулирования партнера к действию (к выдаче нужных сведений).

Убеждение, заражение, подражание и внушение составляют сложные, личностно ориентированные формы психологического воздействия. В отличие от простых, они затрагивают не только сознание, но и личность человека, с которым общается сыщик. Следовательно, возможности получения достоверной информации возрастает в условиях создания доверительных отношений с собеседником — носителем нужных сведений.

  1. Третья фаза общения — контроль и коррекция информационного обмена и взаимоотношений. Контроль ситуации общения осуществляется сыщиком на основе рефлексии. Рефлексия — это осознание того, как понимает ситуацию контакта собеседник.

Каждый участник общения оценивает процесс обмена информацией, отношение собеседника к контакту. Коррекция общения производится как осознанно так и неосознанно. В простых контактах люди не осознают, как они подбирают слова, где делают паузы в речи, не контролируют свою позу, положение рук и многое другое. Но чем сложнее и ответственнее разговор, тем выше значение контроля собственного поведения и особенностей поведения партнера.

Особенность контрольной фазы общения заключается в том, что она продолжается и после выхода сыщика из контакта. В случае неудачи («извлечь» нужную информацию не удалось) оценка общения в виде отрицательных эмоций у сыщика может опережать сознательный анализ ситуации. Надо заметить, что эмоциональные переживания, в том числе положительные — это показатели личного отношения сыщика к содержанию контакта, но они затрудняют контроль и коррекцию результатов общения. Вывод таков: не поддаваться эмоциям!

Психотехника контакта

Психотехника представляет собой научно либо практически обоснованные конкретные приемы работы с людьми.

Психотехника доверительного общения заключается в управляемом изменении сыщиком отношения партнера к себе. В таком случае результатом контакта являются не только информация, «извлеченная» из собеседника, но и развитие с ним отношений сотрудничества. Профессионал управляет ситуацией развития взаимоотношений, воздействует на поведение партнера, создает условия, располагающие носителя информации к продуктивному общению.

Доверительным общение можно считать тогда, когда в ходе его один человек доверяет другому свои мысли, чувства, сокровенные стороны своего внутреннего мира, в этих условиях важно, чтобы собеседник был уверен в том, что доверяемая информация не будет использована во вред ему.

Превращению контакта сыщика с потенциальным источником информации, в доверительное общение с ним могут препятствовать ряд барьеров. В частности следующие:

  1. Принципиальные различия в мировоззрении, убеждениях собеседников;
  2. Разное «видение» (понимание) ими ситуации контакта и личности партнера. Например, могут очень сильно различаться личностные установки в отношении «нормы» внешнего вида.
  3. Профессиональные особенности лиц — носителей (источников) информации. Например, работники торговли и сферы услуг в результате множества каждодневных контактов приобретают качество «обезличенности» общения, позволяющее им сохранять свой внутренний мир в неприкосновенности.
  4. Определенные трудности в установлении доверительных отношений вызывают половые и возрастные различия.
  5. Уровень доверительности общения зависит от характерологических особенностей участников контакта. Например, повышенная обидчивость, ранимость характерны для людей с заниженной самооценкой. Такие люди излишне внимательны к тонкостям взаимоотношений.
  6. Личные трудности сыщика, определяемые недостатком профессионального опыта, а также опыта психологически грамотного общения.
  7. Внешние особенности ситуации, не располагающие к доверительности: нехватка времени, присутствие (либо возможность появления) посторонних лиц и т.п.

Анализ типичных трудностей на пути к доверительным взаимоотношениям позволит сыщику правильно оценить свои возможности и целенаправленно работать над совершенствованием личного искусства общения. Эта задача не из простых, но без ее решения трудно надеяться на успешное извлечение информации из «источников».

Рассмотрим психотехнику, которую можно использовать в ситуации первой встречи сыщика с потенциальным источником информации.

Учет пространственных признаков ситуации

Исходный момент — ориентировка сыщика в пространственном расположении собеседника. Расположение партнеров в пространстве влияет на продуктивность их общения и характер развивающихся отношений. Индикаторы пространственного расположения — величины дистанций непосредственного общения. Их четыре: первая — публичная (более 3 м); вторая — деловая (1,5—3 м); третья — личная (0,5—1,5 м); четвертая — интимная (менее 0,5).

На расстояние между партнерами по общению влияют различия, обусловленные их социальным статусом, полом и возрастом. Так, расстояние между мужчинами меньше зависит от характера их отношений, чем расстояние между женщинами и смешанными парами. Люди одного возраста располагаются при общении ближе, чем партнеры с разницей в возрасте. При расхождении в интересах наблюдается тенденция к увеличению расстояния между собеседниками.

Сыщик должен уметь организовать пространственное расположение свое и собеседника, более того управлять им. Примером тому является ориентация поз собеседников. При общении «лицом к лицу» глубокий контакт затруднителен: так люди чаще общаются в ситуациях соперничества, конфликта. А вот сидя рядом или по диагонали к собеседнику, установить контакт значительно легче.

Достаточно часто сыщик общается в кабинете с должностным лицом. Зная особенности организации пространства делового кабинета, он без труда может прогнозировать — удастся ли ему контакт.

В соответствии с требованиями эргономики оно организуется по принципу трех зон. Первая зона — рабочая. Это письменный стол должностного лица. Вторая зона — зона для совещаний. Зачастую это стол, образующий букву «Т» с письменным столом. Третья зона — зона отдыха. Например, два мягких кресла в углу рабочего кабинета и стоящий между ними низкий столик. Или отдельное помещение, примыкающее к кабинету, с мягкой мебелью, холодильником, набором посуды, спиртных и прохладительных напитков.

Итак, хозяин кабинета лишь приветствует входящего сыщика, предлагая сесть по диагонали от себя за стол, образующий букву «Т» с его письменным столом Это признаки указывают на формальный характер контакта, а также на то, что продолжительность беседы определяет должностное лицо.

Другой вариант общения — хозяин кабинета выходит из-за своего стола и предлагает сесть за стол совещаний, а сам располагается рядом. В этом случае влиять на характер общения в нужном для сыщика направлении легче: на это указывает поза собеседника (рядом с сыщиком); кстати, это еще и признак того, что продолжительность беседы зависит от обоих партнеров.

Приглашение в зону отдыха, а тем более в отдельное помещение, подчеркивают уважение к собеседнику, значимость и доверительность предстоящей беседы.

Учет потребностей личности

Чтобы установить и поддерживать контакт, сыщик должен уметь определять содержание конкретных потребностей своего собеседника. При этом следует учитывать, что потребности бывают явными и латентными (скрытыми).

Потребности, выражающие отношение человека к собеседнику, можно представить в общем виде, указав их противоположные варианты:

  1. Поиск дружеских связей. Выражается в стремлении к личным взаимоотношениям, проявляется в интересе к личности партнера, в симпатии к нему. Отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения, критичность, враждебность и т.п.
  2. Потребность в уважении, поддержке проявляется» уважении к собеседнику, в стремлении действовать совместно с ним. Автономия характеризуется стремлением избежать регламентированных отношений, правил деловых взаимоотношений.
  3. Потребность доминирования — стремление контролировать поведение, поучающая позиция, претензия на главенство в контакте. Пассивное повиновение — подчинение силе, принятие навязываемой линии поведения.
  4. Потребность достижения — желание опередить, выглядеть лучше других (показать себя знающим, понимающим, эрудированным и т.п.) Потребность преодоления неудачи отличается акцентом на самостоятельности (независимости мнений, суждений, оценок) и в настойчивом устранении всего, что кажется помехой на пути к цели.
  5. Потребность избежать опасности проявляется в стремлении не выходить за «рамки протокола» (т.е. общепринятых правил поведения), в уклонении от обсуждения «грудных» моментов. Нередко сочетается с переживанием тревоги.
  6. Потребность оказания помощи — проявление в заботе, в сопереживании трудностям собеседника. Потребность в агрессии выражается в подозрительности, в склонности к возмущению, в стремлении осудить либо унизить собеседника.
  7. Потребность порядка — это тенденция к предельной регламентации отношений с людьми, к уклонению от каких-либо сложностей в отношениях с ними. Потребность в игре привносит в общение элементы непредсказуемости, проявляется в стремление быть в центре внимания, удивлять своими «особыми» качествами или поступками.
  8. Потребность в покровительстве проявляется в ожидании совета, помощи в личных трудностях, мягкого обращения. Потребность самозащиты выражается в готовности дать отпор, в отрицании своих ошибок, в отстаивании своих прав.
  9. Эгоизм. Человек ставит превыше всего свои интересы, он доволен собой, но болезненно чувствителен к непризнанию его статуса, к унижению. Весьма характерно сочетание эгоизма с потребностью в агрессии.

Особую группу составляют потребности самореализации: достичь успехов и признания в работе, в творчестве, в совершенствовании личных качеств и т.д. При общении с людьми, у которых эти потребности явно не удовлетворены, общим принципом воздействия на них является «усиление» обычных доз комплиментов, вплоть до лести. Это возможно благодаря тому, что у лиц с неудовлетворенной потребностью самореализации потребность в безопасности и в предсказуемости отношений с людьми менее существенна.

Установление психологического контакта с источником информации

Это специальная задача, которую сыщик решает в три этапа:

  1. Сначала он добивается установления первичного психологического контакта;
  2. Затем определяет и формирует поле взаимного доверия;
  3. После этого углубляет и развивает доверительность в процессе общения.

При этом первым барьером, который нужно преодолеть, является сочетание трех факторов: отсутствия интереса собеседника к общению; его потребность в безопасности; стремление видеть ситуацию предсказуемой.

Соответственно, сыщик должен снять (устранить) состояние эмоционального напряжения у собеседника, удовлетворить его потребность в безопасности, сформировать позитивное отношение к себе и к предмету беседы.

Продуктивные приемы психотехники

Как «сломать» предубеждение партнера к теме беседы? Для этого можно использовать следующие психотехнические приемы:

  1. Техника самоподачи «Доброжелательность». Средства: улыбка, доброжелательное обращение, мимика участия, ориентация корпуса в сторону собеседника, постоянный контакт глаз. Никакого нажима! Доброжелательность предполагает чуткое внимание к мелочам. Надо следить за интонациями голоса собеседника, его взглядом, мимикой, жестами, ибо в них отражается динамика изменений наличного психического состояния.
  2. «Да — техника». Это начало контакта с обсуждения нейтральных тем, или с таких вопросов, которые безусловно предполагают положительные ответы.
  3. «Втягивание в диалог». Определяет меру инициалы сыщика в разговоре. Если он будет говорить преимущественно сам, психологический контакт затрудняется. Надо побуждать высказываться собеседника. Для этого следует учитывать его интересы, проявлять доброжелательное внимание к его высказываниям.
  4. «Вы — техника». Сыщик говорит о вещах, составляющих область позитивных интересов партнера.
  5. «Три рода имен (обращений)». Для каждого собеседника возможны три обращения: а) которые ему нравятся; б) обращения, принадлежащие собеседнику; в) нейтральные (например, имя и отчество).

    Если сыщику известны принадлежащие собеседнику выражения, то употребив их в разговоре с ним, он даст сигнал об интересе и внимании к этому человеку. Однако, выдав этим свою информированность, сыщик рискует насторожить собеседника.

  6. «Приятное зеркало». Искусство вести беседу, подкрепляющую самоуважение партнера. Согласие по высказанным собеседником суждениям может быть не только словесным. Например, это прием позитивной оценки «без слов» — жесты восхищенного удивления, сопереживание в мимике согласия и т.д.
  7. В беседе недопустимы: а) выражение явного несогласия с суждениями собеседника; б) комплименты вне связи с ситуацией; в) непонятность или сложность высказываний («заумность»); г) изменение линии поведения в беседе еще до достижения согласия; д) заискивающее обращение к собеседнику.

Но в целом следует помнить, что люди разделяются на два основных типа: одним нужны особые основания для доверия, другим — особые основания для недоверия. При этом тех и других преимущественно интересуют (волнуют, заботят) они сами, их собственные проблемы, в первую очередь — проблема безопасности.

Итак, сыщик — в идеале — должен быть весьма компетентным практическим психологом. В данной связи мы рекомендуем систематически изучать (т.е. не просто «читать», а вдумываться в смысл) психологическую литературу, периодически проходить обучение в рамках так называемых «тренингов общения», письменно анализировать нюансы каждого акта своего общения с каждым «источником информации». Понятно, что столь кропотливая работа над собой по силам не каждому.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru