Профессия
частный сыщик

   

Глава 1. О профессии частного сыщика в детективной литературе

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (первое издание опубликовано в 1949 году) сказано, что слово «профессия» происходит от латинского «professio» и означает род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

«Широкая публика» знает о профессии частного сыщика, в основном, из детективной литературы, из кино- и телевизионных фильмов. Давайте и мы для начала обратимся к некоторым из тех литературных произведений, которые поведали читателям о профессии частного детектива и сформировали в массовом сознании представление о содержании их профессиональной деятельности.

Отцом детектива, как литературного жанра, считается американский писатель-романтик Эдгар Аллан По (1809—1849). Его новеллы «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Марии Роже» (1842) и «Похищенное письмо» (1845) объединяет в единый цикл фигура «расследователя» Огюста Дюпена.

Дюпен не профессиональный сыщик и за решение криминальных загадок берется не из обостренного чувства справедливости. Его привлекает интеллектуальная сторона проблемы. Ему нравится распутывать лишь те преступления, которые выглядят как загадочные головоломки.

И все же Эдгар По со своими «логическими новеллами» был лишь «предтечей» детективного жанра. Свое истинное рождение этот жанр датирует 1887 годом. В том году молодой лондонский врач Артур Конан-Дойл (1859—1930), желавший поправить финансовые дела литературным заработком, опубликовал повесть «Этюд в багровых тонах». В ней он впервые познакомил читателей с сыщиком по имени Шерлок Холмс.

    Как сообщает одно из изданий «Книги рекордов Гиннеса», о приключениях Шерлока Холмса и его ассистента, доктора Ватсона, снято более 200 фильмов, 75 актеров воплощали в кино образ гениального сыщика.

Эдгар По и Артур Конан-Дойл представили читателю частный сыск как такое занятие, в котором преобладает интеллектуальная составляющая. В их новеллах сыщика отличает от окружающих людей, включая чинов полиции, умение замечать множество мелких фактов и разрозненных деталей, складывая из них с помощью логического мышления (пресловутый дедуктивный метод Холмса) цельную картину совершенного преступления. Сыщик — это такой человек, который умеет отделять главное от второстепенного, истинное от мнимого, находит скрытый смысл там, где люди недалекие не видят ровным счетом ничего.

Очень важная черта героев По и Конан-Дойла состоит в том, что как Дюпен, так и Холмс — аристократы, богатые люди, не нуждающиеся в средствах. Напомним, что родной брат Шерлока — Майкрофт — один из британских политиков высшего уровня.

Соответственно, самое важное в их занятиях сыском то, что это их хобби (т.е. увлечение), причем одно из нескольких, хотя и главное. Например, столь же виртуозно, хотя и непрофессионально, Холмс способен писать статьи в научные журналы, играть на скрипке, играть различные роли. Он не служит в полиции или в адвокатской конторе, он свободен и делает лишь то, что хочет. Как и Дюпен, он берется только за такие дела, которые вызывают у него интерес. Именно поэтому к «профессионалам» (полицейским чиновникам Скотланд Ярда) аристократ Холмс относится со снисходительной улыбкой презрения. По его мнению, все они — жалкие люди, ибо работают не из удовольствия, а ради хлеба насущного.

1910-е и 1920-е годы закрепили в умах читателей представление о профессии сыщика как занятии для интеллектуалов. Этому способствовал расцвет интеллектуального детектива. В тот период в Англии были весьма популярны сборники новелл Гилберта Кита Честертона (1874—1936), повествовавшие о сыщике-священнике отце Брауне (появились в 1911 — 1935 гг.), а также романы Э. Беркли.

В США блестящие победы одерживал Фило Ване, продукт воображения Уилларда Хантингтона Райта — сноб, эрудит, поклонник изящных искусств и при этом талантливый сыщик. Весьма примечателен тот факт, что в составленной У.Х. Райтом в 1928 году антологии «Лучшие детективные истории», на три четверти заполненной произведениями англоязычных авторов, Россию представляла «Шведская спичка» А. П. Чехова. Как мы знаем, герой этого рассказа находит пропавшего человека именно путем логических рассуждений.

Но всех других «детективщиков» затмила английская писательница Агата Кристи (1890—1976). С 1930-х годов и по настоящее время тиражи ее книг занимают верхнюю строку в рейтинге художественных литературных произведений всего мира. Миллионы людей с увлечением следят за тем, как постоянные герои «тетушки Агаты» — частный сыщик Эркюль Пуаро, пожилая дама Джейн Марпл и ряд других — силой своего интеллекта успешно распутывают одно таинственное преступление за другим.

Однако наряду с интеллектуальным направлением, на рубеже XIX—XX столетий появился и получил широкое распространение так называемый «детективный лубок» — многосерийные истории о похождениях Ната Пинкертона, Ника Картера и других героев частного сыска.

Персонажи детективных лубков распутывали преступления отнюдь не за счет своих аналитических способностей. Их выручали сверхчеловеческая выносливость, ловкость, предприимчивость, неразборчивость в средствах. Фабула строилась на чередовании бесконечных погонь, рукопашных схваток и перестрелок, венчавшихся поимкой преступника.

Возникнув в США, «натпинкертоновщина» перекочевала в Европу, в том числе и в Россию. Так, в 1907—1908 гг. петербургское издательство «Развлечение» выпустило около шести миллионов (!) книжечек о похождениях Пинкертона и других подобных «знаменитостей», как переводных, так и местного изготовления. С дистанции времени отчетливо видно, что эти поделки апеллировали не к интеллекту, а к эмоциям. Позже подобная литература получила название «триллер» (по-русски — боевик).

Настоящую войну интеллектуальной традиции По — Конан-Дойла — Кристи объявил американец Дэшел Хэммет (1894—1961). Он, в отличие от большинства коллег-литераторов, досконально знал мир уголовных преступников и частных сыщиков. Хэммет с 1915 года ряд лет работал в старейшем частном детективном агентстве США — конторе Пинкертона. Впечатлений той поры сыграли важную роль в его писательской деятельности. Хэммет стал смелым реформатором жанра, одним из отцов так называемого «крутого», или «черного» детектива.

Если в классическом детективе сыщик добивался успеха, оставаясь при этом чистым как перед моралью, так и перед законом, то герои Хэммета нередко используют сомнительные приемы и методы. Более того, его сыщики порой берут на себя даже карательные функции, ибо не надеются на закон: он или слаб, или продажен. Правда, Хэммет, хотя и не пытается оправдывать действия своих персонажей, все же дает понять, что произвол — даже во имя добра — может иметь непредсказуемые последствия.

Рекс Стаут (1886—1975) в 1934 году познакомил читающий мир с частным детективом Ниро Вульфом, который затем появился ещё более чем в сорока романах, общий тираж которых к середине 1970-х годов составлял 15 миллионов экземпляров.

В романах Стаута профессия частного сыщика как бы расщеплена на две половины. Одна — чистый интеллект персонифицирована в образе Ниро Вульфа, который уютно сидит в кресле возле камина или смакует изысканные яства, либо ухаживает за орхидеями, разгадывая преступления между этими занятиями. Другая половина — чистое действие — это Арчи Гудвин, верный помощник Вульфа. Он носится по Нью-Йорку, выполняя поручения своего босса, демонстрируя при этом умение рисковать, ловко осуществлять наружное наблюдение, а если надо, то пускать в ход кулаки. И все это он делает для того, чтобы обеспечить Вульфа информацией, необходимой для его гениальных умозаключений. На примере Вульфа и Гудвина читатель знакомится с такими составными элементами сыска как «полевая» работа по добыванию информации и аналитическая обработка этой информации.

Стаут показывает профессию частного сыщика и с коммерческой стороны. В его романе «Умолкнувший оратор» правление крупной промышленной корпорации предлагает Вульфу гонорар в 300 тысяч долларов за расследование, которое должно снять с членов правления подозрение в совершении двух убийств. Адвокат корпорации, сообщая Вульфу об этом предложении, говорит: «Существуют определенные причины, по которым вам предлагают такой крупный гонорар. Во-первых, все знают, что вы обычно берете большое вознаграждение за услуги. Во-вторых, растущее негодование общественности против уполномочивших меня лиц прямо или косвенно принесет им убытки, по сравнению с чем триста тысяч — сущий пустяк. В-третьих, вам предстоят расходы и, возможно, крупные. В-четвертых, мы понимаем, что выполнение нашего поручения связано с определенными трудностями и, говоря откровенно, мы не знаем никого, кроме вас, кто способен с ними справиться».

Герой сочинений американца Микки Спиллейна — частный детектив Майкл Хаммер — заставит содрогнуться не одного читателя, который на его примере хотел бы познакомиться с профессией частного сыщика. Хаммер так говорит о своих методах: «Полицейские не могут сломать руку подозреваемому, чтобы заставить его говорить, они не могут заехать ему по зубам дулом пистолета 45-го калибра, чтобы дать понять, что они не собираются валять дурака».

Сам же Хаммер проделывает все это с большим удовольствием. Он вершит зверские расправы из «высших и благородных» побуждений, постоянно напоминая читателю, что если действовать по закону, то преступник легко уйдет от возмездия, наняв адвоката-ловкача или сунув крупную взятку кому надо в полиции или в суде. «Закон? Отлично, — восклицает Майкл. — Только на сей раз закон — это я, и я не буду «объективным».

Завершая небольшой экскурс в историю детективной литературы, сделаем очевидный вывод. В зависимости от автора, деятельность частного сыщика изображается по-разному. Одни писатели трактуют ее как своего рода интеллектуальную игру, которой увлечены морально безупречные люди, которые, благодаря имеющимся у них средствам, избавлены от выбора между совестью и нуждой. Другие утверждают, что главное в профессии сыщика — это действие, а не размышление, и не беда, что ему нередко приходится преступать нормы права. Мол, цель оправдывает средства. У третьих — сыщики это просто авантюристы, которые лишь случайно оказались на стороне потерпевших. Но и в первом, и во втором, и в третьем случае описание профессиональных занятий и методов частных сыщиков весьма далеко от реальности.

Конечно, к числу профессиональных качеств сыщиков относятся и острая наблюдательность, и умение логически мыслить, и артистизм, позволяющий разыгрывать многочисленные мизансцены, необходимые в процессе общения с разнородной публикой, и умение драться, и высокая работоспособность, и готовность к риску, и некий флер авантюризма, не говоря уже о коммерческой жилке.

И все же «в жизни» сыщицкая профессия выглядит совершенно не так, как в романах и кинофильмах. С ее истинным обликом мы познакомимся в ходе дальнейшего изложения материала.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru