Учебник для 4 класса
(часть 2)

Литературное чтение

       

Лебёдушка

Сергей Есенин

        Из-за леса, леса тёмного,
        Подымалась красна зорюшка,
        Рассыпала ясной радугой
        Огоньки-лучи багровые.

        Загорались ярким пламенем
        Сосны старые, могучие,
        Наряжали сетки хвойные
        В покрывала златотканые.

        А кругом роса жемчужная
        Отливала блёстки алые,
        И над озером серебряным
        Камыши, склонясь, шепталися.

        В это утро вместе с солнышком
        Уж из тех ли тёмных зарослей
        Выплывала, словно зоренька,
        Белоснежная лебёдушка.

        Позади ватагой стройною
        Подвигались лебежатушки,
        И дробилась гладь зеркальная
        На колечки изумрудные.

        И от той ли тихой заводи,
        Посередь того ли озера,
        Пролегла струя далёкая
        Лентой тёмной и широкою,

        Уплывала лебедь белая
        По ту сторону раздольную,
        Где к затону молчаливому
        Прилегла трава шелковая.

        У побережья зелёного,
        Наклонив головки нежные,
        Перешёптывались лилии
        С ручейками тихозвонными.

        Как и стала звать лебёдушка
        Своих малых лебежатушек
        Погулять на луг пестреющий,
        Пощипать траву душистую.

        Выходили лебежатушки
        Теребить траву-муравушку,
        И росинки серебристые,
        Словно жемчуг, осыпалися.

        А кругом цветы лазоревы
        Распускали волны пряные
        И, как гости чужедальние,
        Улыбались дню весёлому.

        И гуляли детки малые
        По раздолью по широкому,
        А лебёдка белоснежная,
        Не спуская глаз, дозорила.

        Пролетал ли коршун рощею,
        Иль змея ползла равниною,
        Гоготала лебедь белая,
        Созывая малых детушек.

        Хоронились лебежатушки
        Под крыло ли материнское,
        И когда гроза скрывалася,
        Снова бегали-резвилися.

        Но не чуяла лебёдушка,
        Не видала оком доблестным,
        Что от солнца золотистого
        Надвигалась туча чёрная —

        Молодой орёл под облаком
        Расправлял крыло могучее
        И бросал глазами молнии
        На равнину бесконечную.

        Видел он у леса тёмного,
        На пригорке у расщелины,
        Как змея на солнце выползла
        И свилась в колечко, грелася.

        И хотел орёл со злобою
        Как стрела на землю кинуться,
        Но змея его заметила
        И под кочку притаилася.

        Взмахом крыл своих под облаком
        Он расправил когти острые
        И, добычу поджидаючи,
        Замер в воздухе распластанный.

        Но глаза его орлиные
        Разглядели степь далёкую,
        И у озера широкого
        Он увидел лебедь белую.

        Грозный взмах крыла могучего
        Отогнал седое облако,
        И орёл, как точка чёрная,
        Стал к земле спускаться кольцами.

        В это время лебедь белая
        Оглянула гладь зеркальную
        И на небе отражавшемся
        Увидала крылья длинные.

        Встрепенулася лебёдушка,
        Закричала лебежатушкам,
        Собралися детки малые
        И под крылья схоронилися.

        А орёл, взмахнувши крыльями,
        Как стрела на землю кинулся,
        И впилися когти острые
        Прямо в шею лебединую.

        Распустила крылья белые
        Белоснежная лебёдушка
        И ногами помертвелыми
        Оттолкнула малых детушек.

        Побежали детки к озеру,
        Понеслись в густые заросли,
        А из глаз родимой матери
        Покатились слёзы горькие.

        А орёл когтями острыми
        Раздирал ей тело нежное,
        И летели перья белые,
        Словно брызги, во все стороны.

        Колыхалось тихо озеро,
        Камыши, склонясь, шепталися,
        А под кочками зелёными
        Хоронились лебежатушки.

  1. Не напоминает ли тебе стихотворение Есенина народную песню или сказку? Найди в произведении слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.
  2. Перечитай начало стихотворения. Какую картину изображает поэт? Какие эпитеты и сравнения помогают ему описать красоту наступающего утра? Предвещало ли оно беду? ш Что необычного в изображении лебёдушки? Как автору удаётся показать, что она была хорошей матерью? Как поэт относится к лебёдушке? Обсудите с другом. В каких словах это передаётся?
  3. Приготовься к выразительному чтению стихотворения Есенина. Реши, как ты будешь читать: громко или тихо, медленно или быстро. Подумай, какие слова ты выделишь голосом, какое настроение постараешься передать. Объясни своё мнение.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru