Учебник для 4 класса
(Часть 1)

Литературное чтение

       

А.С. Пушкин

* * *

Дом Пушкиных дышал стихами. Стихи были необходимы, как светский остроумный разговор.

Стихи как будто носились в воздухе, летали по комнатам и проникали даже в сени. Ламповщик Никита, он же и дядька Александра, и тот, когда чистил в сенях его башмаки, постоянно бормотал что-то себе под нос в рифму. Сергей Львович, проходя мимо, спросит, бывало:

— Что, Никеша, опять сочиняешь?

По вечерам Сергей Львович читал вслух. Чтец он был превосходный: читал с жестами и мимикой, как настоящий актёр. Дети аплодировали и стучали ногами, выражая своё восхищение, и Сергей Львович не без удовольствия принимал эти шумные знаки одобрения.

Александр сам не помнил, когда он начал сочинять, как не помнил, когда научился грамоте. И сочинял он, конечно, по-французски, как отец. В семь-восемь лет — после того, как его раз взяли на спектакль к Юсуповым, — он вдруг увлёкся сочинением комедий. Свои комедии он разыгрывал перед сестрою, которая должна была изображать публику. Они жили тогда на Поварской, в большом доме. Там была зала с аркой.

Александр протягивал под аркой занавеску, выдвигал вперёд кресла для «публики», то есть для Оленьки, а перед креслами ставил свечи. Это была рампа. Накинув на себя какой-нибудь плащ и украсив голову чем-то вроде берета, он раздвигал занавеску и начинал представление, которое, впрочем, длилось недолго, потому что пьесы, которые он сочинял, были очень короткие. Когда занавеска снова задёргивалась, Оленька, которая была единственной зрительницей и судьёй, аплодировала и кричала «Браво!». Всё было, как на настоящем спектакле.

Однако Оленьке вздумалось раз подразнить брата. Он сочинил комедию «Похититель», которая была уж слишком похожа на пьесу французского драматурга Ж. Б. Мольера «Скупой». Оленька, как всегда, начала аплодировать, но, когда Александр стал раскланиваться, вдруг зашикала. Это привело его в такую ярость, что она сама испугалась: он раскидал ногой свечки и со слезами убежал в детскую. Оленька бросилась за ним. Она и ласкала его, и просила прощения, и клялась, что только пошутила. Но он и слушать ничего не хотел и целый день потом на неё дулся.

(А. Слонимский)

Няне

        Подруга дней моих суровых,
        Голубка дряхлая моя!
        Одна в глуши лесов сосновых
        Давно, давно ты ждёшь меня.
        Ты под окном своей светлицы
        Горюешь, будто на часах,

        И медлят поминутно спицы
        В твоих наморщенных руках.
        Глядишь в забытые вороты
        На чёрный отдалённый путь:
        Тоска, предчувствия, заботы
        Теснят твою всечасно грудь.

Проверяем свои знания

  1. Как Пушкин относится к своей няне? Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?
  2. С какой интонацией ты прочитаешь это произведение? Почему? Обоснуй свой выбор.

Туча

        Последняя туча рассеянной бури!
        Одна ты несёшься по ясной лазури,
        Одна ты наводишь унылую тень,
        Одна ты печалишь ликующий день.

        Ты небо недавно кругом облегала,
        И молния грозно тебя обвивала;
        И ты издавала таинственный гром
        И алчную землю поила дождём.

        Довольно, сокройся! Пора миновалась,
        Земля освежилась, и буря промчалась,
        И ветер, лаская листочки древес,
        Тебя с успокоенных гонит небес.

Проверяем свои знания

  1. Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала? Какие слова он для этого выбирает?
  2. Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? Объясни.
  3. Какое настроение вызывает у тебя прочитанное стихотворение?

* * *

        Унылая пора! Очей очарованье!
        Приятна мне твоя прощальная краса —
        Люблю я пышное природы увяданье.
        В багрец и в золото одетые леса,
        В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
        И мглой волнистою покрыты небеса,
        И редкий солнца луч, и первые морозы,
        И отдалённые седой зимы угрозы.

Проверяем свои знания

  1. Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?
  2. Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным?
  3. Подготовься к выразительному чтению стихотворения.

    Подумай, какие слова нужно выделить голосом особо; где следует сделать паузу; какой темп и тон, какая интонация будут соответствовать содержанию произведения, помогут передать чувства и настроение поэта. Рассмотри репродукции картин. Как художники изображают осеннюю пору? Составь рассказ и запиши его план в «Рабочую тетрадь».

  4. Сравни с тем, как это делает Пушкин в своём стихотворении. Расскажи.
  5. Подумай, как удалось художникам передать своё отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением Пушкина? Объясни.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru