Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шёлк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Проверяем свои знания
Объясни название произведения. Можно ли было его озаглавить иначе?
Какие моменты детства остались навсегда в памяти Бунина? Что он чувствовал и ощущал, когда бродил летним днём по «солнечным палатам»?
Как ты думаешь, почему поэту важно поделиться с читателями своими детскими воспоминаниями?
Обсудите с другом. Были ли у каждого из вас такие моменты, память о которых хотелось бы сохранить?
Полевые цветы
В блеске огней, за зеркальными стёклами
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...
Есть на полях моей родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплииы зеркальные.
А небосклона простор голубой.
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
Проверяем свои знания
Сравни строчки и расскажи, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы и цветы полевые. «Пышно цветут дорогие цветы...» — «Веет от них красотою стыдливою...»; «Их привезли из-за синих морей...» — «Сердцу и взору родные они...».
Перечитай подчёркнутые строки. Подумай, как они помогают представить цветы.
Какие цветы поэт называет скромными, а их красоту стыдливой? Почему? О каких цветах он тоскует?
Почему автора привлекают скромные полевые цветы? Объясни.
* * *
Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб —
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг — прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон — и ветки,
Обитые рогами на бегу...
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!
Проверяем свои знания
Что произошло в зелёном ельнике? Как ты понял? Расскажи.
Опиши оленя.
Как ты думаешь, о чём это стихотворение?
Сделай словесную иллюстрацию к произведению Бунина «Густой зелёный ельник у дороги...».
Попробуй восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам: играет — замирает, мотылёк — лепесток, теплом — кругом.
Какую картину ты себе представил?
Сегодня целый день играет
В траве последний ...
И, точно белый ...,
На паутине ...,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло ... .