Учебник для 3 класса
(часть 1)

Литературное чтение

       

Некрасов Николай Алексеевич

* * *

      Славная осень! Здоровый, ядрёный
      Воздух усталые силы бодрит;
      Лёд неокрепший на речке студёной
      Словно как тающий сахар лежит;
      Около леса, как в мягкой постели,
      Выспаться можно — покой и простор!
      Листья поблёкнуть ещё не успели,
      Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
      Славная осень! Морозные ночи,
      Ясные, тихие дни...

(Из стихотворения «Железная дорога»)

Проверяем свои знания

  1. Перечитай стихотворение. Какое настроение возникло у тебя при чтении этого произведения?
  2. Найди сравнения. Как они помогают изобразить лёд на речке, опавшие листья, осень?
  3. Обрати внимание на начало стихотворения. Почему восклицательное предложение повторяется дважды?

* * *

      Не ветер бушует над бором,
      Не с гор побежали ручьи,
      Мороз-воевода дозором
      Обходит владенья свои.

      Глядит — хорошо ли метели
      Лесные тропы занесли,
      И нет ли где трещины, щели,
      И нет ли где голой земли?

      Пушисты ли сосен вершины,
      Красив ли узор на дубах?
      И крепко ли скованы льдины
      В великих и малых водах?

      Идёт — по деревьям шагает,
      Трещит по замёрзлой воде,
      И яркое солнце играет
      В косматой его бороде...

      Забравшись на сосну большую,
      По веточкам палицей бьёт
      И сам про себя удалую,
      Хвастливую песню поёт.

      . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

      «Метели, снега и туманы
      Покорны морозу всегда,
      Пойду на моря-окияны,
      Построю дворцы изо льда.

      Задумаю — реки большие
      Надолго упрячу под гнёт,
      Построю мосты ледяные,
      Каких не построит народ.

      Где быстрые, шумные воды
      Недавно свободно текли —
      Сегодня прошли пешеходы,
      Обозы с товаром прошли...

      Богат я, казны не считаю,
      А всё не скудеет добро;
      Я царство моё убираю
      В алмазы, жемчуг, серебро...»

(Из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Проверяем свои знания

  1. Как поэт назвал Мороза? Почему?
  2. Как покоряется Морозу природа? О каких «ледяных мостах» говорится в его песенке? Какие картины ты представляешь, когда читаешь две последние строчки стихотворения?
  3. Прочитай выразительно хвастливую песенку Мороза так, чтобы твои друзья ощутили его силу и власть.

Дедушка Мазай и зайцы

(в сокращении)

      ...Старый Мазай разболтался в сарае:
      «В нашем болотистом, низменном крае
      Впятеро больше бы дичи велось,
      Кабы сетями её не ловили,
      Кабы силками её не давили;
      Зайцы вот тоже, — их жалко до слёз!
      Только весенние воды нахлынут,
      И без того они сотнями гинут, —
      Нет! Ещё мало! Бегут мужики,
      Ловят, и топят, и бьют их баграми.
      Где у них совесть?.. Я раз за дровами
      В лодке поехал — их много с реки
      К нам в половодье весной нагоняет —
      Еду, ловлю их. Вода прибывает.
      Вижу один островок небольшой —
      Зайцы на нём собралися гурьбой.
      С каждой минутой вода подбиралась
      К бедным зверькам; уж под ними осталось
      Меньше аршина земли в ширину,
      Меньше сажени в длину.
      Тут я подъехал: лопочут ушами,
      Сами ни с места; я взял одного,
      Прочим скомандовал: прыгайте сами!
      Прыгнули зайцы мои, — ничего!
      Только уселась команда косая,
      Весь островочек пропал под водой:
      «То-то! — сказал я. — Не спорьте со мной!
      Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
      Этак гуторя, плывём в тишине.
      Столбик не столбик, зайчишко на пне,
      Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
      Взял и его — тягота не велика!
      Только что начал работать веслом,
      Глядь, у куста копошится зайчиха —
      Еле жива, а толста, как купчиха!
      Я её, дуру, накрыл зипуном —
      Сильно дрожала... Не рано уж было,
      Мимо бревно суковатое плыло,
      Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
      Зайцев с десяток спасалось на нём.
      «Взял бы я вас — да потопите лодку!»
      Жаль их, однако, да жаль и находку —
      Я зацепился багром за сучок
      И за собою бревно поволок...

      Было потехи у баб, ребятишек,
      Как прокатил я деревней зайчишек:
      «Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
      Ладно! любуйся, а нам не мешай!
      Мы за деревней в реке очутились,
      Тут мои зайчики точно сбесились:
      Смотрят, на задние лапы встают,
      Лодку качают, грести не дают:
      Берег завидели плуты косые,
      Озимь, и рощу, и кусты густые!
      К берегу плотно бревно я пригнал,
      Лодку причалил — и «с Богом!» сказал...»

Проверяем свои знания

  1. О чём сокрушался старый Мазай, какие слова он при этом говорил? Перечитай эпизоды, где описывается отношение Мазая к зайчишкам. Как он с ними разговаривает?
  2. Расскажи, как Мазай спас зайчишек.
  3. Можно ли сказать, что в произведении изображён не сказочный, а реальный случай из жизни? Как относится поэт к главному герою?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru