Учебник для 3 класса
(часть 1)

Литературное чтение

       

Толстой Лев Николаевич

Детство Л. Н. Толстого

(из воспоминаний писателя)

Родился я и провёл первое детство в деревне Ясной Поляне. Матери своей я совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась. Всё, что я знаю о ней, всё прекрасно, и я думаю — не оттого только, что все говорившие мне про мать мою старались говорить о ней только хорошее, но потому, что действительно в ней было очень много этого хорошего...

Детей нас было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, я — меньшой, и меньшая сестра Машенька. Старший брат Николенька был на шесть лет старше меня. Ему было, стало быть, десять-одиннадцать, когда мне было четыре или пять. Мы в первой молодости— не знаю, как это случилось, — говорили ему «вы». Он был удивительный мальчик и потом удивительный человек... Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки или истории с привидениями или юмористические истории... без остановки и запинки, целыми часами и с такой уверенностью в действительность рассказываемого, что забывалось, что это выдумка.

Так вот он-то, когда нам с братьями было — мне пять, Митеньке шесть, Серёже семь лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями... И я помню, что слово «муравейные» особенно нравилось, напоминая Муравьёв в кочке. Мы даже устроили игру в муравейные братья, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к другу. Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру.

Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как Николенька говорил нам, написана им на зелёной палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа...

Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано то, что должно уничтожить всё зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.

Проверяем свои знания

  1. Что интересного ты узнал о детстве Толстого?
  2. О каком муравейном братстве он вспоминает? Важны ли для писателя его детские воспоминания? Обсудите с другом.

Акула

Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» — и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидели в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но, когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Проверяем свои знания

  1. Почему мальчики оказались в открытом море?
  2. Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Когда артиллериста охватил страх? Прочитай, как автор описывает его состояние.
  3. Расскажи, что было дальше. Почему с мальчиками произошла беда, едва не закончившаяся трагедией?
  4. Что ты думаешь о старом артиллеристе? Какой он человек? Что тебе в нём нравится?
  5. Почему свой рассказ Толстой назвал «Акула»? Можно ли дать другое название?
  6. Перед тобой два варианта плана к рассказу. Сравни их, определи особенности каждого из них. Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать своё отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).

    I вариант
    (показывает развитие сюжетной линии)

    1. Остановка корабля.
    2. Купание в парусе.
    3. Мальчики плавают.
    4. Появление акулы.
    5. Мальчики увидели акулу.
    6. Артиллерист стреляет из пушки.
    7. Спасение мальчиков.

    II вариант
    (показывает художественные особенности)

    1. У берегов Африки. (На нас несло горячим воздухом с пустыни Сахары.)
    2. Долгожданная команда: «Купаться!»
    3. Соревнование юных пловцов в открытом море.
    4. Отец любуется сыном и подбадривает его.
    5. Появление морского чудовища.
    6. Визг испуганных мальчиков.
    7. Страх и отчаяние отца.
    8. Мгновенное (неожиданное) решение.
    9. Спасение мальчиков. Крики радости.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru