Учебник для 3 класса
(часть 1)

Литературное чтение

       

Крылов Иван Андреевич

* * *

Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Ваня был очень старательным и любознательным ребёнком. Он без помощи учителей овладел русским языком и математикой, изучил французский и итальянский языки.

Крылов переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет он, проработал в Петербургской публичной библиотеке.

Но самое главное — он написал огромное количество великолепных басен.

Басни Ивана Андреевича Крылова любят и взрослые, и дети.

В чём же его успех? Секрет прост: Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность.

Знаешь ли ты, что Иван Андреевич Крылов был замечательным чтецом своих басен? Он читал их удивительно просто и искренне; вернее даже, он не читал басни, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, непосредственно обращаясь к ним. Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете и вносил тем самым долю юмора, доброты и тепла при рассказывании.

Постарайся и ты прочитать басни так, как читал их сам автор — замечательный русский баснописец Крылов.

Проверяем свои знания

  1. В чём секрет басен И. Крылова? Обсудите с другом.
  2. В каких источниках (книгах, энциклопедиях, Интернете) можно найти информацию о Крылове?

Мартышка и Очки

      Мартышка к старости слаба глазами стала;
      А у людей она слыхала,
      Что это зло ещё не так большой руки:
      Лишь стоит завести Очки.
      Очков с полдюжины себе она достала;
      Вертит Очками так и сяк:
      То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
      То их понюхает, то их полижет;
      Очки не действуют никак.
      «Тьфу пропасть! — говорит она: — и тот дурак,
      Кто слушает людских всех врак:
      Всё про Очки лишь мне налгали;
      И проку на волос нет в них».
      Мартышка тут с досады и с печали
      О камень так хватила их,
      Что только брызги засверкали.

      К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, То он её ещё и гонит.

Проверяем свои знания

  1. Почему слова Очки и Мартышка написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?
  2. Обрати внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. (Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?) Прочитай выразительно, как Мартышка примеряла Очки.

    Почему Мартышка решила, что люди её обманули?

  3. Подумай, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.
  4. В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?
  5. Прочитай слова автора (мораль басни). Важен ли этот вывод для нас? Понял ли ты, кого называют невеждой?
  6. Подумай: если бы в басне не было морали, можно было бы догадаться, какие недостатки людей высмеиваются в ней?
  7. Обсудите с другом, похожи ли между собой слова невежда и невежа. Объясни смысл каждого из них.

Зеркало и Обезьяна

      Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
      Тихохонько Медведя толк ногой:
      «Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
      Что это там за рожа?
      Какие у неё ужимки и прыжки!
      Я удавилась бы с тоски,
      Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
      А ведь, признайся, есть
      Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
      Я даже их могу по пальцам перечесть». —
      «Чем кумушек считать трудиться,
      Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
      Ей Мишка отвечал.
      Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

      Таких примеров много в мире:
      Не любит узнавать никто себя в сатире.
      Я даже видел то вчера:
      Что Климыч на руку нечист, все это знают;
      Про взятки Климычу читают,
      А он украдкою кивает на Петра.

Проверяем свои знания

  1. Понравилось ли Обезьяне её отражение в зеркале? Узнала ли она себя в нём?
  2. Рассмотри рисунок к басне и найди в тексте строки, соответствующие ему.
  3. Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»?
  4. Сравни слова из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народную пословицу «Других не суди, на себя погляди».
  5. Обсуди с другом, в ком легче найти недостатки: в себе или в других.
  6. Какие строки басни стали крылатыми выражениями? Запиши их в «Рабочую тетрадь».
  7. Прочитай с друзьями басню в лицах.

Ворона и Лисица

      Уж сколько раз твердили миру,
      Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
      И в сердце льстец всегда отыщет уголок.


      Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
      На ель Ворона взгромоздясь,
      Позавтракать было совсем уж собралась,
      Да позадумалась, а сыр во рту держала.
      На ту беду Лиса близёхонько бежала;
      Вдруг сырный дух Лису остановил:
      Лисица видит сыр — Лисицу сыр пленил.
      Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
      Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
      И говорит так сладко, чуть дыша:
      «Голубушка, как хороша!
      Ну что за шейка, что за глазки!
      Рассказывать, так, право, сказки!
      Какие пёрышки! какой носок!
      И верно, ангельский быть должен голосок!
      Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
      При красоте такой и петь ты мастерица, —
      Ведь ты б у нас была царь-птица!»
      Вещуньина с похвал вскружилась голова,
      От радости в зобу дыханье спёрло, —
      И на приветливы Лисицыны слова
      Ворона каркнула во всё воронье горло:
      Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Проверяем свои знания

  1. Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
  2. Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? Как изображает Лисицу Крылов? Прочитай слова, характеризующие её.
  3. Как разговаривает Лисица с Вороной? Найди ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. Например: «голубушка», «шейка»... Как Крылов передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?
  4. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы? Почему эта история случилась с Вороной? Как Лисице удалось достичь своей цели?
  5. Обсудите с другом. Как баснописец относится к Вороне и Лисице:
    • с завистью:
    • с любовью;
    • с нежностью;
    • с состраданием;
    • с юмором;
    • с восхищением?

    Почему ты так думаешь?

  6. Прочитай басню выразительно. Какую интонацию ты выберешь? Как будешь читать льстивые слова Лисицы: в каком темпе, с какой интонацией, какие слова, по твоему мнению, следует особо выделить голосом?
  7. Выучи одну из басен наизусть.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru