Учебник для 3 класса
(часть 1)

Литературное чтение

       

Проверим себя и оценим свои достижения

1. Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился. Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?

2. Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил?

3. Обычно в конце стихотворных строк находятся слова, которые созвучны друг с другом. Например, в первых четырёх строках стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» это слова мая — играя, гром — голубом.

О какой особенности поэтических произведений идёт речь?

4. Найди созвучные слова: раскаты молодые — перлы ..., пыль летит — нити ... .

Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это ... слова.

Одной из особенностей стихотворных произведений является рифма.

5. Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность?

Сравни, как звучат стихи Тютчева и Никитина.

* * *

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

* * *

      Звёзды меркнут и гаснут, В огне облака.
      Белый пар по лугам расстилается.
      По зеркальной воде, по кудрям лозняка
      От зари алый свет разливается.

Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая, медленная, спокойная, торжественная?

6. Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм, своими словами.

7. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к следующим строкам:

* * *

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей...

Как бы тебе помогли при иллюстрировании подчёркнутые слова и сравнение «снег лежит полотном»? Обсуди с другом. Вам помогут опорные слова.

Описать предмет, явление природы, людей и животных помогают особые выразительные слова (эпитеты).

8. Подумай, в чём «секрет» сравнения «снег лежит полотном». Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?

9. Подготовься к выразительному чтению наиболее понравившегося тебе стихотворения.

  • Определи в нём важные мысли.
  • Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.
  • Обрати внимание на знаки препинания.
  • Выбери тон и темп чтения.
  • Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.
  • Воспользуйся советами Я. Смоленского.

10. Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строчке.

        Белый снег, пушистый
        В воздухе кружится
        И на землю тихо
        Падает, ложится.

Потом прочитай стихи, особо выделяя голосом подчёркнутые слова.

        Белый снег, пушистый
        В воздухе кружится
        И на землю тихо
        Падает, ложится.

Какое чтение тебе понравилось больше? Почему?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru