Учебник для 2 класса
(часть 2)

Литературное чтение

       

Федорино горе

* * *

        Скачет сито по полям,
        А корыто по лугам.

        За лопатою метла
        Вдоль по улице пошла.

        Топоры-то, топоры
        Так и сыплются с горы.

        Испугалася коза,
        Растопырила глаза:

        «Что такое? Почему?
        Ничего я не пойму».

        Но, как чёрная железная нога,
        Побежала, поскакала кочерга.

        И помчалися по улице ножи.
        «Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

        И кастрюля на бегу
        Закричала утюгу:
        «Я бегу, бегу, бегу,
        Удержаться не могу!»

        Вот и чайник за кофейником бежит,
        Тараторит, тараторит, дребезжит...

        Утюги бегут, покрякивают,
        Через лужи, через лужи перескакивают,

        А за ними блюдца, блюдца —
        Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
        Вдоль по улице несутся —
        Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

        На стаканы — дзынь! — натыкаются.
        И стаканы — дзынь! — разбиваются.

        И бежит, бренчит, стучит сковорода:
        «Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

        А за нею вилки,
        Рюмки да бутылки,
        Чашки да ложки
        Скачут по дорожке.

        Из окошка вывалился стол
        И пошел, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...

        А на нём, а на нём,
        Как на лошади верхом,
        Самоварище сидит
        И товарищам кричит:
        «Уходите, бегите, спасайтеся!»
        И в железную трубу:
        «Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

* * *

        А за ними вдоль забора
        Скачет бабушка Федора.
        «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
        Воротитеся домой!»

        Но ответило корыто:
        «На Федору я сердито!»

        И сказала кочерга:
        «Я Федоре не слуга!»

        А фарфоровые блюдца
        Над Федорою смеются:

        «Никогда мы, никогда
        Не воротимся сюда!»

        Тут Федорины коты
        Расфуфырили хвосты,
        Побежали во всю прыть.
        Чтоб посуду воротить:

        «Эй вы, глупые тарелки,
        Что вы скачете, как белки?
        Вам ли бегать за воротами
        С воробьями желторотыми?

        Вы в канаву упадёте,
        Вы утонете в болоте.
        Не ходите, погодите,
        Воротитеся домой!»

        Но тарелки вьются-вьются
        А Федоре не даются:
        «Лучше в поле пропадём,
        А к Федоре не пойдем!»

        Мимо курица бежала
        И посуду увидала:
        «Куд-куда! Куд-куда!
        Вы откуда и куда?!»

        И ответила посуда:
        «Было нам у бабы худо.
        Не любила нас она,
        Била, била нас она,
        Запылила, закоптила,
        Загубила нас она!»

        «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
        Жить вам было нелегко!»

        «Да, — промолвил медный таз,
        Погляди-ка ты на нас:
        Мы поломаны, побиты,
        Мы помоями облиты
        Загляни-ка ты в кадушку —
        И увидишь там лягушку.
        Загляни-ка ты в ушат —
        Тараканы там кишат.
        Оттого-то мы от бабы
        Убежали, как от жабы,
        И гуляем по полям,
        По болотам, по лугам,
        А к неряхе-замарахе
        Не воротимся!»

        И они побежали лесочком
        Поскакали по пням и по кочкам.

        А бедная баба одна,
        И плачет, и плачет она.

        Села бы баба за стол,
        Да стол за ворота ушёл.

        Сварила бы баба щи,
        Да кастрюлю поди поищи!

        И чашки ушли, и стаканы
        Остались одни тараканы.

        Ой, горе Федоре,
        Горе!

* * *

        А посуда вперёд и вперёд
        По полям, по болотам идёт.

        И чайник шепнул утюгу:
        «Я дальше идти не могу».

        И заплакали блюдца:
        «Не лучше ль вернуться?»

        И зарыдало корыто:
        «Увы, я разбито, разбито!»

        Но блюдце сказало: «Гляди,
        Кто это там позади?»

        И видят: за ними из тёмного бора
        Идёт-ковыляет Федора.

        Но чудо случилося с ней:
        Стала Федора добрей.

        Тихо за ними идёт
        И тихую песню поёт:

        «Ой, вы, бедные сиротки мои,
        Утюги и сковородки мои!
        Вы подите-ка, немытые, домой,
        Я водою вас умою ключевой
        Я почищу вас песочком,
        Окачу вас кипяточком,
        И вы будете опять,
        Словно солнышко, сиять.

        А поганых тараканов я повыведу,
        Прусаков и пауков я повымету!»

        И сказала скалка:
        «Мне Федору жалко».

        И сказала чашка:
        «Ах, она бедняжка!»

        И сказали блюдца:
        «Надо бы вернуться!»

        И сказали утюги.
        «Мы Федоре не враги!»

        Долго, долго целовала
        И ласкала их она,
        Поливала, умывала,
        Полоскала их она.

        «Уж не буду, уж не буду
        Я посуду обижать,
        Буду, буду я посуду
        И любить и уважать!»

        Засмеялися кастрюли,
        Самовару подмигнули:
        «Ну, Федора, так и быть,
        Рады мы тебя простить!»

        Полетели,
        Зазвенели
        Да к Федоре прямо в печь!
        Стали жарить, стали печь, —
        Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

        А метла-то, а метла — весела —
        Заплясала, заиграла, замела,
        Ни пылинки у Федоры не оставила.

        И обрадовались блюдца:
        Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
        И танцуют и смеются —
        Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
        А на белой табуреточке
        Да на вышитой салфеточке
        Самовар стоит,
        Словно жар, горит,
        И пыхтит, и на бабу поглядывает:
        «Я Федорушку прощаю,
        Сладким чаем угощаю.
        Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Порядок — душа всякого дела.

Проверяем свои знания

  1. Подготовьте с друзьями чтение стихотворения по ролям:
    • определите действующих лиц;
    • уточните реплики;
    • решите, как, с какой интонацией надо их произносить.
  2. В «Рабочей тетради» даны советы, как лучше организовать работу.
  3. Чем интересна сказка по содержанию? Что тебе в ней понравилось? Найди и прочитай строки, в которых содержится ответ на вопрос: почему Федору постигло горе?
  4. Подумай, зачем сказочник превращает стаканы, чайники, кофейники в живые существа. Зачем он вводит в сказку такие слова: «дзынь-ля-ля!», «бу-бу-бу!»?
  5. Какой мы видим Федору в начале и в конце сказки, неряшливой, ленивой, заботливой?
  6. Догадайся, как автор относится к Федоре сочувствует, осуждает, жалеет.
  7. Обрати внимание, как разворачиваются события в сказке, с какого эпизода они начинаются. Почему?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru