Учебник для 2 класса
часть 1

Литературное чтение

       

Сказка о рыбаке и рыбке

(окончание)

* * *

        Старичок к старухе воротился.
        Что ж? Пред ним царские палаты.
        В палатах видит свою старуху,
        За столом сидит она царицей,
        Служат ей бояре да дворяне,
        Наливают ей заморские вины;
        Заедает она пряником печатным;
        Вкруг её стоит грозная стража,
        На плечах топорики держат.

        Как увидел старик, — испугался!
        В ноги он старухе поклонился,
        Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
        Ну, теперь твоя душенька довольна».
        На него старуха не взглянула,
        Лишь с очей прогнать его велела.
        Подбежали бояре и дворяне,
        Старика взашей затолкали.
        А в дверях-то стража подбежала,
        Топорами чуть не изрубила.
        А народ-то над ним насмеялся:
        «Поделом тебе, старый невежа!
        Впредь тебе, невежа, наука:
        Не садися не в свои сани!»

* * *

        Вот неделя, другая проходит,
        Ещё пуще старуха вздурилась.
        Царедворцев за мужем посылает,
        Отыскали старика, привели к ней.
        Говорит старику старуха:
        «Воротись, поклонися рыбке.
        Не хочу быть вольною царицей,
        Хочу быть владычицей морскою,
        Чтобы жить мне в Окияне-море,
        Чтоб служила мне рыбка золотая
        И была б у меня на посылках».

* * *

        Старик не осмелился перечить,
        Не дерзнул поперёк слова молвить.
        Вот идёт он к синему морю,
        Видит, на море чёрная буря:
        Так и вздулись сердитые волны,
        Так и ходят, так воем и воют.
        Стал он кликать золотую рыбку,
        Приплыла к нему рыбка, спросила:
        «Чего тебе надобно, старче?»
        Ей старик с поклоном отвечает:
        «Смилуйся, государыня рыбка!
        Что мне делать с проклятою бабой?
        Уж не хочет быть она царицей,
        Хочет быть владычицей морскою;
        Чтобы жить ей в Окияне-море,
        Чтобы ты сама ей служила
        И была бы у ней на посылках».
        Ничего не сказала рыбка,
        Лишь хвостом по воде плеснула
        И ушла в глубокое море.

* * *

        Долго у моря ждал он ответа,
        Не дождался, к старухе воротился —
        Глядь: опять перед ним землянка;
        На пороге сидит его старуха,
        А пред нею разбитое корыто.

Много захочешь — последнее потеряешь.

Много желать — добра не видать.

Ненасытному всё мало.

Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Проверяем свои знания

  1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
  2. Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.
  3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
  4. Сравни начало и конец сказки.
  5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
  6. Проследи, как постепенно менялось море: море слегка разыгралось; помутилось синее море; не спокойно синее море; почернело синее море; на море чёрная буря. Почему так происходило?
  7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.
  8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».
  9. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru