Учебник для 2 класса
часть 1

Литературное чтение

       

Александр Сергеевич Пушкин

Какие стихи Пушкина ты запомнил самыми первыми?

Про кораблик, что бежит себе в волнах на раздутых парусах? А может быть, про золотого петушка, который сидел на спице? Или про умную золотую рыбку из синего-синего моря? Всё волшебно в сказках Пушкина.

Стихи его прекрасны!.. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землёй, и ты чувствуешь, видишь всё, о чём написал поэт.

Как много в них тепла, сердечности, золотистого цвета!

Они звучат как музыка.

«Солнце русской поэзии» — так всегда называли Пушкина. Так называем его и мы.

* * *

            Ель растёт перед дворцом,
            А под ней хрустальный дом;
            Белка там живёт ручная,
            Да затейница какая!

* * *

            Свет мой, зеркальце! скажи
            Да всю правду доложи:
            Я ль на свете всех милее,
            Всех румяней и белее?

* * *

            Час обеда приближался,
            Топот по двору раздался:
            Входят семь богатырей,
            Семь румяных усачей.

Проверяем свои знания

  1. Прочитай строки из сказок А. С. Пушкина. Вспомни названия этих сказок.
  2. Найди в библиотеке книги А. С. Пушкина. Запиши название любимой сказки в «Рабочую тетрадь». Кратко перескажи её.

* * *

        У лукоморья дуб зелёный;
        Златая цепь на дубе том:
        И днём и ночью кот учёный
        Всё ходит по цепи кругом;
        Идёт направо — песнь заводит,
        Налево — сказку говорит.


        Там чудеса: там леший бродит,
        Русалка на ветвях сидит
        Там на неведомых дорожках
        Следы невиданных зверей;
        Избушка там на курьих ножках
        Стоит без окон, без дверей;
        Там лес и дол видений полны;
        Там о заре прихлынут волны
        На брег песчаный и пустой,
        И тридцать витязей прекрасных
        Чредой из вод выходят ясных,
        И с ними дядька их морской;
        Там королевич мимоходом
        Пленяет грозного царя;
        Там в облаках перед народом
        Через леса, через моря
        Колдун несёт богатыря;
        В темнице там царевна тужит,
        А бурый волк ей верно служит;
        Там ступа с Бабою-ягой
        Идёт, бредёт сама собой;
        Там царь Кащей над златом чахнет;
        Там русский дух... там Русью пахнет!
        И там я был, и мёл я пил:
        У моря видел дуб зелёный:
        Под ним сидел, и кот учёный
        Свои мне сказки говорил.
        Одну я помню: сказку эту
        Поведаю теперь я свету...

(Из поэмы «Руслан и Людмила»)

Проверяем свои знания

  1. Можно ли по этому вступлению к поэме догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?
  2. О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?
  3. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Прочитай подчёркнутые строки из поэмы. Определи, какие из них могут быть концовкой народной сказки.

* * *

        Вот север, тучи нагоняя,
        Дохнул, завыл — и вот сама
        Идёт волшебница зима.
        Пришла, рассыпалась; клоками
        Повисла на суках дубов;
        Легла волнистыми коврами
        Среди полей, вокруг холмов;
        Брега с недвижною рекою
        Сровняла пухлой пеленою;
        Блеснул мороз. И рады мы
        Проказам матушки-зимы...

(Из романа «Евгений Онегин»)

Проверяем свои знания

  1. Перечитай первые три строки. Как ты представляешь себе эту картину?
  2. Какие чудеса творит волшебница зима? Запиши в «Рабочую тетрадь».
  3. Почему поэт использовал выражение блеснул мороз? Сравни его с сочетаниями ударил мороз, блеснула молния.
  4. Обычно мы говорим: река, покрытая льдом, застывшая река. Сравни эти выражения со строкой из стихотворения: брега с недвижною рекою.
  5. Можем ли мы сказать, что зиму поэт изобразил как живое существо? Докажи, используя слова из стихотворения.

* * *

        Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
        На дровнях обновляет путь;
        Его лошадка, снег почуя,
        Плетётся рысью как-нибудь;
        Бразды пушистые взрывая,
        Летит кибитка удалая;
        Ямщик сидит на облучке
        В тулупе, в красном кушаке.
        Вот бегает дворовый мальчик,
        В салазки Жучку посадив,
        Себя в коня преобразив;
        Шалун уж заморозил пальчик:
        Ему и больно и смешно,
        А мать грозит ему в окно...

(Из романа «Евгений Онегин»)

Проверяем свои знания

  1. Можно ли догадаться о настроении людей, встретивших зиму? Как воспринимает зиму поэт? В каких строках это передано особенно ярко?
  2. А. С. Пушкин в нескольких словах рассказал о том, как маленький шалун радуется зиме. Устно нарисуй эту картину.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru