— Нравится ли тебе осень? Чем интересно это время года? Расскажи.
— Я люблю смотреть, как осенью всё меняется.
— Мне нравится, как шуршат под ногами осенние листья, так грустно- и печально.
— Самое красивое — это озеро с осенними листьями на воде. Я их нарисовала.
— Природа прекрасна в любое время года, но особенно осенью.
Писатели, поэты видят эту красоту и передают свои впечатления, чувства, настроение в словах.
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт — всегда радовался приходу осени. В это время он особенно много работал и написал чудесные стихи об этом времени года.
Осенние загадки
* * *
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
* * *
Молоко по речке плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Стало видно далеко.
* * *
Весной одевается,
Осенью раздевается.
* * *
Стоит Антошка на одной ножке
Сам маленький, а шляпа большая.
* * *
Серебряные нити сшивают землю и небо.
(осень, туман, дождь, лес, гриб)
* * *
(Ф. Тютчев)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Проверяем свои знания
О какой поре осени рассказывает поэт? Q Как осень изменила всю окружающую природу? Почему осень названа дивной порой?
Что ты чувствуешь при чтении стихотворения: радость, спокойствие, удивление, грусть, тревогу?
* * *
(К. Бальмонт)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.
Проверяем свои знания
Почему «В сердце стало грустнее»? Найди слова, подтверждающие это.
ком можно сказать «проснётся и заплачет»? К кому поэт относит эти слова? Как ты представляешь себе эту картину?
Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?
Какое настроение возникло у тебя, когда ты прочитал это стихотворение?
* * *
(А. Плещеев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет
Дождик моросит
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.
Проверяем свои знания
Какое настроение у тебя создают картины природы, описанные поэтом?
Как ты прочитаешь это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?
Запиши слова, которые помогают представить картину осенней природы, в «Рабочую тетрадь».
* * *
(А. Фет)
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Проверяем свои знания
По каким признакам ты узнал, что в стихотворении изображена осень?
Найди строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осеннее замирание природы.
Какие строки стихотворения передают радость ожидания зимы? Как их надо прочитать?