Учебник для 9 класса

§ 10. Из истории развития графических изображений

10.1. Необходимость появления чертежей в практике. Появление изображений было связано с трудовой деятельностью человека - строительством укреплений, городских построек и пр. Сначала изображения выполняли на земле в том месте, где необходимо было вести строительство. Затем их стали выполнять на камне, глиняных плитах и пр.

Вначале разницы между чертежом и рисунком практически не было. Изображения выполнялись от руки, на глаз. Посмотрите на рисунок 46. На нем вы видите чертеж мельницы на реке Семь. Такой чертеж не содержал размеров, и судить по нему об изображенных предметах можно лишь приблизительно. Этот чертеж нуждается в словесных пояснениях, поэтому на нем сделаны различные надписи.

Чертеж мельницы

Рис. 46

Постепенно чертежи становились более совершенными. На рисунке 47 показан чертеж моста (как мы видели бы его сверху) и сторожевой башни (как мы видели бы ее спереди), относящийся к XVII в. Обратите внимание: он уже более точно передает очертания изображенных сооружений и выполнен с помощью чертежных инструментов.

Чертеж моста

Рис. 47

Значительного расцвета достигла в России графика во времена Петра I. До нас дошли многие кораблестроительные чертежи того времени. Некоторые из них выполнены Петром I по правилам проецирования.

Чертежом пользовались многие выдающиеся изобретатели и инженеры. Известны чертежи универсальной паровой машины русского изобретателя XVIII в. И. И. Ползунова.

Талантливый русский механик, конструктор и изобретатель XVII в. И. П. Кулибин только для выполнения одного из своих шедевров - часов в форме куриного яйца - изготовил несколько десятков чертежей. Другим примером его деятельности служат чертежи моста через реку Неву. И Ползунов, и Кулибин задолго до появления «Начертательной геометрии» Г. Монжа пользовались проецированием на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

Интересен чертеж паровоза (рис. 48) отца и сына Черепановых. Чертеж содержит две проекции.

Чертеж паровоза

Рис. 48

Эти, как и другие, чертежи иллюстрируют не только высокий уровень развития инженерной графики того времени, но и не менее высокий уровень технической мысли.

На чертежах конца XVIII в. появляется масштаб. С этого времени и до 30-х гг. XX в. большинство чертежей раскрашивалось. Чертежи стали нести больше информации, но на их выполнение уходило много времени. Поэтому их стали постепенно упрощать, используя различные условности, надписи и др.

  1. Чем было вызвано появление чертежей в жизни
  2. Назовите имена ученых и изобретателей, которые пользовались чертежами в своей деятельности.

10.2. Графические изображения на Беларуси. Белорусская земля известна многими замечательными памятниками истории, культуры, градостроительства, архитектуры и пр. К сожалению, многочисленные войны, полыхавшие на территории Беларуси, уничтожили как многие здания, так и графические изображения, которые использовались для их возведения. И все же сохранившиеся с XVI—XVII вв. рисунки и чертежи свидетельствуют о высоком уровне их графического исполнения.

Исключительную историческую ценность представляют гравюры славного полочанина Франциска Скорины, которыми были проиллюстрированы изданные им в XVI в. книги. На рисунке 49 приведен фрагмент (часть) его гравюры.

Фрагмент гравюры

Рис. 49

Рассматривая гравюры, на которых изображены города Гродно (рис. 50), Несвиж, Брест и др., можно обнаружить много интересных примеров выполнения изображений зданий.

Гравюры с городами

Рис. 50

В 1664 г. был выполнен «Чертеж города Витебска», представлявший план города второй половины XVII в. На чертеже нанесены Верхний, Нижний и Взгорский замки и монастыри с их внутренней планировкой (рис. 51). На территории замков показаны жилые сооружения, церкви и другие здания (рис. 52). Эти изображения по построению весьма близки к аксонометрическим проекциям. Полное описание объектов, изображенных на «Чертеже города Витебска», дано в так называемых «Сметных книгах».

Замки и монастыри с их внутренней планировкой

Рис. 51

Жилые сооружения, церкви и другие здания

Рис. 52

Планы городов Минска, Могилева, Борисова, Орши, Быхова, Полоцка и др., выполненные в XVII—XVIII вв., также свидетельствуют о большом графическом искусстве их исполнителей.

В книге «Великое искусство артиллерии» белорусского ученого XVII в., изобретателя многоступенчатой ракеты Казимира Семеновича приведены изображения пороховых ракет и разных приспособлений к орудиям (рис. 53). Эти изображения по построению близки к используемым сейчас техническим рисункам либо к чертежам в прямоугольных проекциях.

Приспособления к орудиям

Рис. 53

До наших дней сохранился ряд архитектурно-строительных чертежей многих построек, возведенных в XVII—XVIII вв. в Гомеле и других городах. В них широко использовались проекционные способы построения изображений. Например, на рисунке 54 приведены фасад и планы одного из домов города Слонима (XVIII в.). Этот чертеж, как и другие дошедшие до нас графические изображения зданий, некоторых предметов быта, труда, является ярким примером наследия графического искусства белорусского народа.

Фасад и планы одного из домов города Слонима

Рис. 54

  1. По каким сохранившимся графическим изображениям можно судить о средневековых постройках на территории Беларуси?
  2. Какие особенности характерны для средневековых графических изображений, приведенных выше?

 

Рейтинг@Mail.ru