Бондарное
дело

Плоскорельефная резьба

Некоторые бондарные изделия можно с успехом декорировать плоскорельефной резьбой. Узоры, выполненные в этой технике, размещают чаще всего на ручках и крышках, а также на спинках солонок. Известно три вида плоскорельефной резьбы: с заовален- ными контурами (заоваленная, или завальная), с подушечным и подборным (выбранным, подобранным) фоном. Резьба с заоваленными контурами и подушечным фоном очень близки и различаются лишь тем, что у первой фон плоский и слегка заовален (скруглен), у второй он на всех участках скруглен настолько, что напоминает подушечки самой разнообразной формы. У резьбы с подобранным, или выбранным, фоном (как на то указывает ее название) фон на всех участках целиком подбирают, то есть срезают на определенную глубину.

Разработанный эскиз переводят на поверхность дерева с помощью копировальной бумаги. Вдоль контуров переведенного рисунка прорезают узкую двугранную выемку. Одна грань, обращенная к элементам узора, должна быть почти вертикальной, а другая, обращенная к фону, — более пологой. Выемку вырезают в основном резаком или ножом-косяком, но в местах, имеющих циркулярные скругления, можно применять и полукруглые стамески. По сути дела, это та же контурная резьба, только грани выемок имеют неодинаковые, а различные углы наклона к украшаемой поверхности.

Плоскорельефная резьба. Вверху:
стадии перехода от контурной резьбы к резьбе с подобранным фоном (а — контурная резьба; б — резьба с заоваленными контурами; в — резьба с подушечным фоном; г — резьба с подборным или подобранным фоном); внизу: последовательность выполнения плоскорельефной резьбы (а — надрезка по контуру; б — подрезка; в — заоваливание; г — подборка фона)

Когда все контуры рисунка будут прорезаны, приступают к выполнению одной из разновидностей плоскорельефной резьбы. Чтобы получить заоваленную (или завальную) резьбу, резаком слегка скругляют (заоваливают) острые ребра прорезанных выемок. Как фон, так и элементы узора в этой резьбе имеют плоскую поверхность и мало чем отличаются друг от друга. Благодаря мягким переходам от элементов узора к глубоко прорезанным контурам, создается впечатление рельефности изображения. От заова- ленной резьбы легко перейти к резьбе с подушечным фоном. Так же, как и у предыдущей разновидности плоскорельефной резьбы, элементы ее узора остаются плоскими, но со стороны фона снимается широкая фаска. Кроме того, каждый участок фона скругляют так, чтобы он имел форму округлого бугорка, так называемой «подушечки».

Следующая разновидность плоскорельефной резьбы отличается от двух предыдущих углубленным плоским фоном. Чтобы опустить фон, древесину сначала на всех его участках срезают полукруглыми стамесками, а затем выравнивают плоскими. На элементы узора наносят всевозможные мелкие порезки, усиливающие их выразительность. Благодаря опущенному фону, создается впечатление довольно высокого рельефа, хотя все элементы узора находятся на одном уровне с украшаемой поверхностью изделия. Для усиления контраста между фоном и выступающими частями резьбы на участки фона наносят пуансоном точечную насечку.

Плоскорельефная резьба выглядит более контрастной и эффектной после обработки ее различными красителями. В коричневый цвет древесину можно окрасить ореховой морилкой (бейцем), марганцовкой (марганцовокислым калием), отваром дубовой, ивовой и ольховой коры. Дубовая древесина окрашивается в серый и черный цвета раствором железного купороса. Чтобы окрасить в эти же цвета, например, осину и липу, в водный раствор железного купороса добавляют отвар коры дуба или ивы.

Отдельные участки резьбы можно с успехом подкрасить акварельными красками, разведенными в стеклянной посуде. Составляя колер, за основу чаще всего берут коричневый цвет. Его оттенок будет зависеть от того, какую естественную окраску имеет украшенная резьбой древесина. Так, при тонировании ольхи коричневая краска должна иметь слегка красноватый оттенок, а осины — зеленоватый. Чтобы наносимая на древесину краска ложилась равномерно, участки, покрытые резьбой, увлажняют чистой водой с помощью губки. Как только вода впитается, краску наносят на древесину тампоном или кистью.

После полного высыхания краски поверхность изделия шлифуют мелкозернистой шкуркой, высветляя выступающие элементы резьбы.

Рейтинг@Mail.ru