Бондарное
дело

Декоративные сосуды из дерева

Еще в глубокой древности у человека сложилось особое отношение к цветам. Цветы почитали как символ верности, любви, красоты, радости и печали. Любование цветами всегда доставляло человеку эстетическое наслаждение. Кроме того, он хорошо знал, что ароматы, источаемые цветами, не только приятно воздействуют на обоняние, но и очищают, оздоровляют окружающий воздух.

Поэтому немудрено, что цветы постепенно проникли в человеческое жилище. Возникла целая отрасль растениеводства — комнатное цветоиодетво.

Кадочки для цветов

В отличие от пластмассовых и керамических деревянные цветочницы, как говорят, дышат... К тому же древесина — хороший теплоизолятор: стенки цветочницы плохо проводят тепло и, следовательно, охраняют грунт и корни растений от резких перепадов температуры. Применение дерева дает возможность легко и быстро изготовить посуду любого размера, такую, которая необходима для того или иного растения. Каждый человек в состоянии сколотить деревянный ящик для цветов, но такой ящик менее надежен, чем бондарная кадка.

Бондарная посуда для цветов (а — кадка для больших комнатных растений и различные варианты отделки бортов; б — подвесные кадочки-кашпо; в — кадка с клепками из древесных стволов; г — кадка-ящик)

Долговечность бондарной посуды во многом зависит от выбора древесины. Долгие годы служит цветочная кадка, изготовленная из древесины дуба или лиственницы, а также сосны, имеющей повышенное содержание смолы (смолки).

Если кадку делают из древесины менее стойкой к загниванию, то перед засыпкой грунта ее обжигают изнутри паяльной лампой или газовой горелкой. Стенки и донце обжигают постепенно, равномерно перемещая пламя по поверхности древесины. Обжигание прекращают только после того, как верхний ее слой обуглится. Тонкий слой древесного угля, образовавшийся на стенках и донце, надежно предохранит цветочницу от появления гнилостных микробов.

Величина каждой бондарной посуды зависит от вида растения, которое будет потом в ней посажено, а точнее, от размеров и особенностей его корневого кома. Как правило, у большинства комнатных растений наиболее благоприятные условия для развития корневой системы создаются в посуде, имеющей примерно равную высоту и ширину. Если кадка предназначена для растений, имеющих вытянутую корневую систему (как, например, у фикуса), то ее высота будет примерно на одну треть больше ширины.

На деревообрабатывающих предприятиях выпускают цветочные кадки с железными обручами, размеры которых приводятся в табл. 4.

4. Размеры цветочных кадок, мм

Все традиционные кадки для цветов имеют форму усеченного конуса, расширяющегося кверху. Это дает возможность легко извлекать земляной ком с корнями при пересадке растений. В донышке кадки сверлят одно или несколько отверстий диаметром 10—20 мм, предназначенных для стока излишней воды. Из маленьких кадочек вода стекает на поддоны, на которые их обычно ставят. Большие кадки обычно делают на трех-четырех ножках, благодаря этому подносы ставят под днищем непосредственно напротив сточных отверстий. Днище кадки с ножками постоянно обветривается, отчего уторная ее часть меньше подвергается загниванию.

Небольшие кадочки можно установить на металлических ножках, которые прикрепляются к нижним уторным обручам. Крупные кадки могут иметь металлические ручки, соединенные заклепками с верхним обручем. У подвесных сосудов для цветов (кашпо) вместо ручек предусматривают специальные петли, ушки и кольца.

Простой и оригинальный сосуд для цветов можно сделать из обрезков горбыля. По сути дела, это цветочный ящик, изготовленный по законам бондарной техники. Он состоит из четырех клепок-дощечек, узкие кромки которых скошены под углом 45°.

Уторные пазы на каждой клепке нарезают до сборки остова пилой-ножовкой. Уторы пропиливают на одинаковом расстоянии от торцов клепок, строго параллельно их краям. Квадратное донышко тоже изготовляют до сборки. Каждая его сторона должна быть равной длине уторного паза, пропиленного на клепках. Клепки со вставленным в них донышком стягивают временным рабочим обручем и стругом или ножом скругляют острые ребра (на стыках). Благодаря этому устраняется возможность поломки деревянных обручей. Когда остов приобретет округлые формы, рабочий обруч заменяют постоянными — металлическими или деревянными.

Поскольку для цветочных сосудов большое значение имеет внешний вид, который должен гармонично сочетаться с определенным растением, можно с успехом использовать декоративные возможности, заключенные в самой древесине. Если в обычной бондарной посуде сучковатость является одним из самых серьезных пороков, то в цветочной при умелом использовании она может стать большим достоинством. Многочисленные сучки, которые в изобилии встречаются, например, на стволах ели, не срезают совсем, а лишь слегка скругляют и отшлифовывают наждачной бумагой. Такой сосуд имеет бугристую поверхность с выразительным текстурным рисунком, состоящим из концентрических кругов, образованных отшлифованными сучками. Подобную декоративную кадочку можно изготовить из стволов новогодних елок, которые после праздника остаются не у дел. Возможно и такое декоративное решение цветочницы, когда сучковатые клепки будут чередоваться с обычными.

Бондарные вазы

Бондарная техника дает возможность создавать необычные настольные и напольные вазы. Для их декорирования используют древесину самых различных пород. Клепки из здоровой древесины можно удачно чередовать с клепками, изготовленными из горбыля, поверхность которого украшена «резными узорами», сделанными жуком-короедом.

Напольные вазы для цветов и некоторые приемы изготовления специальных клепок

В руки мастера может попасть ствол дерева со всевозможными наплывами. Из него можно сделать выразительную настольную или напольную вазу. Ствол раскалывают на две или четыре части, то есть на колоды или четверики. Каждую часть обрабатывают теслом, выбирая желоб необходимой глубины. Затем кромки изготовленных желобчатых клепок фугуют и соединяют друг с другом с помощью рабочих обручей. Вслед за этим нарезают уторы, вставляют днище и вместо рабочих набивают постоянные обручи. Работа над каждой новой вазой дает простор воображению мастера. Сам материал подсказывает порой самые неожиданные декоративные решения.

Подставка для карандашей и кистей

Небольшой бондарный сосуд, имеющий форму цилиндра или усеченного конуса, слегка расширяющегося кверху, был найден при раскопках древнего Новгорода. Возможно, что в те далекие времена бондарные стаканы использовались не только для питья, но и как подставки (скажем, для гусиных перьев). Поскольку стакан, предназначенный для хранения карандашей, находится всегда на самом видном месте письменного стола, на его декоративную отделку обращают особое внимание. Бондарный стакан не предназначен для жидкостей, поэтому древесину клепок можно красить, морить; наряду с резьбой и выжиганием можно использовать роспись не только масляными, но и водорастворимыми красками — темперой, акварелью и гуашью.

Бондарный стакан для карандашей и кистей можно декорировать расщепленными пополам прутьями ивы, рябины, ели и других пород деревьев, которые обычно идут на изготовление обручей. Прутья окоряют и распиливают на одинаковые отрезки, которые расщепляют пополам. Скрепив готовый остов рабочими обручами, по периметру с двух сторон пропиливают два паза. Глубина каждого паза должна быть равной толщине расщепленного прута. Ножом, стругом или топориком снимают между пазами слой древесины на ту же глубину.

Стадии изготовления подставки для карандашей (а — заготовка и расщепление прутьев; б — выполнение пропилов; в — срезание слоя древесины; г — вставка прутьев; д — выполнение декоративных порезок)

На остов, опоясанный выемкой, надевают пружинящий металлический обруч. Затем один за другим под него подсовывают калиброванные расщепленные прутья. Когда выемка будет полностью заполнена, поверхность прутьев обрабатывают один-два раза темной морилкой, например марганцовокислым кали (марганцовкой). Чтобы морилка ложилась на древесину равномерно, поверхность прутьев предварительно смачивают чистой водой. Когда морилка подсохнет, верхние концы прутьев прижимают одним или двумя постоянными обручами. При этом один из обручей набивают так, чтобы он перекрыл стык между торцами прутьев и стенкой паза. Если постоянные обручи деревянные, то желательно, чтобы они оставались светлыми, поскольку на темном фоне остова они будут выглядеть очень эффектно. Таким же способом закрепляют и нижние концы прутьев, заменив рабочий обруч постоянными.

Если бондарный сосуд с подобной декоративной отделкой предназначается для длинных кистей, длинные прутья в средней части могут прилегать к остову не совсем плотно. В этих случаях на остов надевают один-два дополнительных обруча. Боковые стенки сосуда, декорированного расщепленными прутьями, слегка обрабатывают шлифовальной шкуркой. При этом выпуклые части станут более светлыми и зрительно усилят глубину рельефа. Дополнительным украшением могут быть небольшие зарубки, которые делают ножом вдоль обручей.

Рейтинг@Mail.ru