Бондарное
дело

Праздничная настольная бондарная посуда

Настольная бондарная посуда получила широкое распространение еще в X—XV веках. При раскопках древнего Новгорода удалось установить, что новгородцы использовали в своем быту не только самые различные жбаны и жбанчики, но и стаканы и чаши, выполненные в бондарной технике. Чаши и стаканы оказались не столь живучи и были вытеснены точеной посудой, но вот жбаны почти без изменений прошли сквозь многие века.

В жаркие летние дни нельзя было обойтись без жбана холодного забористого кваса на столе. Чтобы сделать напиток более холодным, в жбан бросали кусочки льда, который хранился с зимы в погребе. Жбан, наполненный студеным квасом, крестьяне нередко брали с собой в поле, особенно в знойные летние дни.

Жбан. XIX век. Архангельская область. Роспись по белому фону

Жбаны, предназначавшиеся для кваса, пива и меда, по сути дела, были большими кружками, вмещавшими не меньше литра жидкости. В большинстве случаев они имели сливные носики и откидные крышки на вертлюгах. Из жбана, имеющего сливной носик (отлив, рыльце), жидкость выливали, поднимая за ручку и наклоняя вперед. Из больших жбанов, у которых сливной носик отсутствовал, напитки черпали специальными деревянными ковшиками — потаковками, или потакушками. К тем, кто «жбанил», то есть пил отнюдь не квас, а хмельные напитки целыми жбанами и без всякой меры, в народе относились с презрением. Судя по клепкам от жбанов, бывших в употреблении в X веке, самый большой жбан имел высоту 380 мм, а самый низкий — 185 мм.

В литературных памятниках сосуд упоминается с XII века: с 1119 года отмечается церковно-славянское слово чъван, а с 1144 года — чъбан, позднее — жбан. Слово жбан намного древнее слова кружка, которое отмечено в памятниках лишь с XV века и, как утверждают ученые, образовано от немецкого слова Krug (кружка, кувшин). И если жбан — это обязательно деревянный бондарный сосуд, то кружка может быть также из керамики, металла и других материалов. По словам В. И. Даля, кружка — «большой стакан с ручкой, иногда с носком и крышечкою».

Исключение составляют мерные кружки, имеющие достаточно большую емкость. В старину кружки-мерники были «осьмеричной меры по осьми, а десятеричной по десяти на ведро». Таким образом, ведро, содержащее около 12 л жидкости, при «осьмеричной мере» включало в себя 8 кружек емкостью по 1,5 л, а при «десятеричной» — 10 кружек емкостью 1,2 л. Современные мерные кружки имеют емкость 1 л и на ведро приходится 12 кружек. В Закарпатье были распространим бондарные кружки с расширяющимся верхом — миртуки, вмещавшие ровно 1 л и используемые в основном для измерения молока. Встречались миртуки на 2 и 3 л. Для непродолжительного хранения и переноски воды внутри дома использовали бондарную посудину, напоминающую очень высокую кружку, — коновку, или кандейку. Коновки с крышками употребляли так же, как и современный графин, а без крышек — как кувшин. Из коновки поливали на руки при умывании. В Тамбовской губернии подобный сосуд для умывания назывался ко- нобом.

В наше время на некоторых деревообрабатывающих предприятиях точат всевозможные деревянные кружки на токарных станках. Среди них есть и клееные, которые, на первый взгляд, ничем не отличаются от бондарных: выполнены они из отдельных «клепок», да и обручами стянуты не понарошку. Если же внимательно присмотреться, то нетрудно заметить, что это всего лишь очень искусная имитация: остов кружки выточен на токарном станке.

Кружка, декорированная выжиганием. XX век. Прибалтика

Изготовляют такие кружки следующим образом. Из трехгранных призм склеивают массивный блок. Когда клей высохнет, из него вытачивают на токарном станке полый остов кружки вместе с уторным пазом для донышка, которое вставляют в него на клею. После обтачивания каждая из призм приобретает форму бондарной клепки. На остов набивают металлические или деревянные обручи и с помощью круглых вставных шипов (шкантов) прикрепляют фигурную ручку, а порой и откидную крышку. Такая «бондарная» кружка выглядит вполне правдоподобно и даже подкупает точностью подгонки клепок, но вряд ли ее можно использовать для воды, кваса и других напитков. Ведь клей может раствориться от воздействия влаги. Да и нерастворимый клей тоже может быть не менее вредным, особенно эпоксидная смола. Настоящая бондарная посуда тем и хороша, что она совершенно безвредна, особенно если правильно подобрана древесина.

Мало того, древесина может способствовать приобретению напитками особых свойств, улучшающих их качество. Для кружек, жбанов и коновок используют древесину липы, осины, ольхи, березы, дуба, клена, ясеня, а также можжевельника. Посуда, изготовленная из можжевельника, не только имеет красивый внешний вид, но и источает приятный аромат, отдаленно напоминающий запах душистого перца. Аромат настолько стоек, что сохраняется в древесине долгие годы. Его впитывают и напитки, налитые в можжевеловую посуду. От увлажнения древесины аромат усиливается, и кажется, что он исходит не от кружек, а от самих напитков, например от пива или кваса.

Для клепок заготовляют стволы засохшего можжевельника. Поскольку это светолюбивое растение часто страдает от затемнения, найти в лесу его сухостой не так уж трудно. Правда, стволы можжевельника довольно тонкие, да и при раскалывании ведут себя капризно, зато древесина прекрасно обрабатывается режущими инструментами — ножом, стамесками, стругами, резцами и т. п. С целью экономии древесины можжевеловые клепки в остове кружки можно чередовать с осиновыми, липовыми и ольховыми.

Коновка. XIX век

Лучшие молочные кружки делают из древесины кедра и ели, поскольку она незначительно впитывает жидкость. Кроме того, особые вещества, содержащиеся в кедровой древесине, способствуют хорошей сохранности молочных продуктов. Остовы для жбана, кружки и коновки изготовляют так же, как и для любой другой бондарной посуды, имеющей форму усеченного конуса. Индивидуальными будут пропорции, размеры, а также форма крышек и ручек. У декоративных сосудов ручка может иметь самую необычную форму. Так, ручка, украшенная пропильной резьбой, придает жбану, кружке и коновке нарядный и торжественный вид. Такая посуда может украсить интерьер любой кухни.

Если сосуд должен иметь откидную крышку, то в верхней части ручки, так же, как и в ушках крышки, сверлят сквозное соосное отверстие. В ручке диаметр отверстия должен быть на 1 —1,5 мм меньше, чем в ушках крышки. Тогда круглый стержень, выточенный из твердой древесины, при соединении ручки с крышкой будет прочно держаться в ушках последней, но свободно вращаться в отверстии ручки. Можно поступить наоборот — более свободными сделать отверстия в ушках крышки. Тогда круглый стержень-вертлюг, вбитый в отверстие ручки, соединится с ней неподвижно, а ушки крышки будут свободно вращаться вокруг него. Второй вариант предпочтительнее, когда ручка имеет достаточную толщину.

Пропорции некоторых видов настольной бондарной посуды (а — коновки; б, в — жбана; г, е — кружки; д — стакана)

Ручку прикрепляют к остову с помощью врезаемых в клепку гнезд и фиксируют сверху обручами. Если клепки довольно тонкие, то вместо этого способа крепления применяют другой, при котором ручку вырезают из целого куска дерева вместе с клепкой. После сборки остов как бы органически соединится с ним. Сливной носик для жбана и коновки также вырезают вместе с клепкой из одного куска дерева.

Лагунец — оригинальная бондарная посуда, в которой воплотилась смекалка и конструкторская мудрость народных мастеров. Остов его сужается кверху и имеет форму усеченного конуса. Кроме обычных, в него входят две специальные клепки. Одну из них вырезают вместе с боковой ручкой, а другую — с выступающим над остовом ушком. Кроме того, ко второй клепке под углом (примерно 45°) прикрепляют трубчатый носик. Эту клепку можно также вырезать из единой заготовки, представляющей собой участок ствола с сучком подходящих размеров. Если носик изготовляют отдельно от клепки, его можно выточить на токарном станке или вырезать вручную из кругляка. Начинают с того, что в кругляке, зажатом в тисках, сверлят сквозное продольное отверстие: сначала с одного конца, затем с другого. Готовую деревянную трубку обтесывают топориком и подстрагивают ножом или стругом, чтобы придать ей форму конуса. Затем носик вставляют в отверстие, которое вырезают в клепке.

Крышку желательно вырезать из целой широкой доски. В крайнем случае ее можно сделать из двух-трех дощечек, соединенных друг с другом на шпонках. Если крышку готового сосуда предполагается окрасить масляной краской, то ее можно вьфезать из толстой многослойной фанеры. С одной стороны крышка соединяется на шарнире или вертлюге с боковой ручкой, а с другой — с маленькой крышечкой, прикрывающей носик. В крышке долбят отверстие, в которое должно входить ушко выступающей клепки. Для того чтобы налить жидкость в сосуд, откидывают большую крышку, а чтобы вылить — малую.

Несколько особняком от кружек, жбанов и коновок стоит другой оригинальный бондарный сосуд — лагун, или лагушка, который изготовлялся народными мастерами Прикамья вплоть до начала XX века. Хотя в нем и использованы детали самой разнородной бондарной посуды, он не утратил целостности формы и стал более универсальным. Можно предположить, что длинный трубчатый носик (ливер, или лейка) позаимствован у древнейшего подойника, применявшегося, по археологическим данным, еще в XIII веке. Ручка-скоба такая же, как и у берестяного туеска, боковая ручка, как у жбана, а клепка с ушком, как у ведра или ушата. По сути дела, своеобычна лишь составная крышка с щеколдой. Закрыв крышку на щеколду, лагун можно поднимать за ручку-скобу, укрепленную на ней, а также переносить на большое расстояние.

Лагун. Начало XX века. Прикамье. Детали лагуна (а — щеколда; б — ручка)

Благодаря суженному к концу длинному носику содержимое лагуна можно, не боясь пролить, переливать как в узкогорлую, так и в мелкую посуду. Наличие двух ручек (сбоку и сверху) намного облегчает разливание напитков: за верхнюю лагун поднимают, а за боковую наклоняют вперед. При переноске лагуна крышка закрывает не только сам сосуд, но и находящееся вровень с его бортиком отверстие носика. Причем более узкая часть крышки, закрывающая устье носика, в большинстве случаев делалась на шарнире. Поэтому при разливании напитков не было необходимости открывать крышку лагуна полностью — вполне достаточно откинуть, повернув на шарнире лишь ту часть, которая закрывает устье носика.

В ручке вырезают четыре прямоугольных отверстия. Нижние отверстия служат для закрепления ручки на крышке: одно из них должно быть несколько меньше другого. Чтобы ручка упиралась в крышку и не проваливалась, с обеих ее концов вырезают небольшие плечики. Концы ручки вставляют в гнезда крышки и снизу закрепляют березовым клинышком, который вбивают в отверстия, расположенные внизу. Края двух других прямоугольных отверстий в ручке, расположенные выше, должны быть на уровне поверхности крышки. В эти отверстия вставляют щеколду, вырезанную из березового бруска. Один конец щеколды должен входить в ушко выступающей над остовом клепки. При этом положении щеколды крышка будет закрыта. Стоит щеколду выдвинуть из ушка — она тотчас откроется. Чтобы щеколду удобно было передвигать пальцами, в ее колодке делают полукруглый вырез.

В старину лагуны изготовляли из легкой и хорошо поддающейся обработке древесины ели и пихты. Готовую посуду народные умельцы окрашивали масляной краской: тулово, носик, крышку и боковую ручку — в зеленый или синий цвет, а обручи и ручку- скобу — в красный. Для росписи окрашенных лагунов применяли желтую, красную, белую и черную краску. Излюбленными мотивами росписи были цветы, особенно розы, и румяные яблоки среди кудрявых ветвей. Порой на боковую поверхность лагуна наносили белилами сетку, в каждой ячейке которой рисовали причудливые цветы. Иногда обручи не красили, а покрывали олифой. Светлая, чуть золотистая древесина обручей эффектно выделялась на зеленом и синем фоне.

Разумеется, не всегда следует точно копировать уже известные образцы, а нужно постараться найти свои приемы декоративной отделки. Лагун, например, можно украсить резьбой (трехгранно-выемчатой, скобчатой и др.). Вполне может подойти и выжигание (пирография и пиротипия). Наконец, клепки и другие детали, кроме обручей и ручки-скобы, можно обработать горелкой или паяльной лампой. Потемневшая древесина с четко проявленной текстурой будет контрастировать со светлыми обручами. Возможны новые поиски формы как всего изделия в целом, так и отдельных деталей. Словом, для творческого человека эта работа открывает неограниченные возможности.

Рейтинг@Mail.ru