Бондарное
дело

Изготовление наливной бочки

Полагают, что название это бондарная посудина получила за выпуклые округлые бока. Да и слово «бочка» тоже возникло под влиянием формы сосуда. Возникает вопрос, для чего бочке выпуклые бока, ведь это усложняет ее изготовление? Оказывается, овчинка стоит выделки. Параболические стенки-бока не только делают бондарную посуду более вместительной, но, что самое главное, увеличивают ее прочность. В такой посудине не только можно долгое время хранить различные продукты (как в кадке), но и смело перевозить на большие расстояния по самым ухабистым дорогам, а при погрузке и разгрузке без боязни перекатывать с места на место.

Наливные бочки имеют два дна и втулку (наливное отверстие, просверленное в одной из клепок). Чтобы находящаяся в бочке жидкость не вылилась, втулку затыкают гвоздем (так бондари называют пробку). Именно наливные бочки, предназначенные для хранения и перевозки различных жидкостей, были первыми и самыми ранними бондарными сосудами, изображения которых исследователи обнаружили на колонне Траяна, сооруженной во II веке н. э.

Фрагмент русского народного лубка XVIII века с изображением наливной бочки (прорисовка)

О размерах наливных бочек стало возможно судить благодаря археологическим раскопкам древнего Новгорода. По клепкам было установлено, что самые большие бочки имели емкость до 45 ведер. Среди находок была также сохранившаяся целиком десятиведерная дубовая бочка (диаметр 470 мм, высота 750 мм). Ее размеры, пропорции и емкость были близки к стандартным. Стандартные бочки были особенно удобны при торговых сделках* так называемая пивная бочка всегда содержала ровно 10 ведер жидкости, а сороковая, или мерная, — 40 ведер. Само название последней бочки красноречиво говорит об ее основном назначении.

Сухотарные бочки (так же, как и наливные) имеют два дна. Но второе дно в них вставляют лишь только после полной загрузки. Доставленные по назначению бочки с грузом хранят в таком виде и откупоривают по мере необходимости. При откупорке сбивают уторные обручи и вынимают одно дно. Однодонные сухотарные бочки использовали так же, как и кадки.

Для удобства при торговых сделках в разных странах существовали стандартные бочки, используемые для определенных грузов. В бочонок, называемый четвертушкой, входило 20 фунтов соленой рыбы (фунт равен 0,4 кг). В России бочка пороха весила 10 пудов, а бочка смолы — 8—9 пудов (пуд равен 16,38 кг).

Водовозная бочка. Фрагмент лубка XVIII века «Как мыши кота хоронили» (прорисовка)

Еще в древнем Новгороде для перевозки воды широко использовали водовозные бочки. Большие бочки перевозили на лошадях, а поменьше, на ведра три-четыре, в небольшой тележке вручную. Судя по найденным при раскопке клепкам, большие бочки вмещали до 45 ведер воды (примерно, 540 л), а маленькие — три- четыре ведра.

В одной из самых широких клепок-боковиков было вырезано прямоугольное наливное отверстие. Поскольку при перевозке бочка подвергается значительной тряске, ее старались как можно надежнее стянуть обручами. Под деревянными обручами оказывалась чуть ли не половина боковой поверхности бочки. Образовывался своеобразный чехол из обручей, который надежно защищал клепки от механических повреждений.

Рейтинг@Mail.ru