Биология человека

       

Учебник для 8 класса

Развитие человека. Возрастные процессы

Как любой живой организм, человек рождается, растет, размножается, стареет и умирает Возраст человека исчисляется с момента его рождения. В среднем продолжительность жизни человека в развитых странах у мужчин 73 года, у женщин — 77 лет.

Рождение. Перед родами у женщины начинаются родовые схватки — непроизвольные сокращения матки, им помогает периодическое сокращение мышц брюшного пресса. У появившегося на свет ребенка расправляются легкие, с первым криком он начинает дышать самостоятельно.

После рождения ребенка его пуповину (пупочный канатик) перевязывают в двух местах, а затем перерезают между перетяжками. Ребенок становится самостоятельным.

Новорожденный и грудной ребенок. Этот небольшой, но ответственный период в жизни человека длится недолго. До месяца ребенок считается новорожденным, до года — грудным.

Новорожденный ребенок слаб и беспомощен. Благодаря врожденным рефлексам он сосет грудь матери. Уже через месяц масса его тела значительно увеличивается, движения усложняются. Ребенок может делать хватательные движения, овладевает основами общения. В грудном возрасте малыш растет особенно быстро. Примерно с 6 месяцев у него начинают прорезываться молочные зубы. Ряд органов (глаз, внутреннее ухо) быстро достигают почти взрослых размеров.

В этот период ребенок должен получать полноценное питание. Лучше всего дети усваивают белки, жиры и углеводы женского молока, поэтому так важно именно грудное вскармливание. Кроме того, материнское молоко содержит антитела и, таким образом, защищает ребенка от многих болезней.

Детство. В период от 1 года до 3 лет у ребенка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развиваются речь и память ребенка. Он начинает ориентироваться в окружающем, активно познает мир. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.

Половое созревание у девочек начинается в 11 —12 лет, у мальчиков чуть позже — в 12—13 лет. В это время изменяются пропорции тела, появляются вторичные половые признаки; у девочек расширяется таз. округляются бедра, увеличиваются молочные железы; у мальчиков начинается рост гортани, ломается голос.

Подростковый возраст. В 12—16 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации: это признак того, что в яичниках начали развиваться и созревать яйцеклетки. К 15—16 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, появляются непроизвольные выделения спермы— поллюции— первый признак полового созревания юношей.

Юношеский возраст. Этот возраст (16—21 год) совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершается, все системы органов практически достигают своей зрелости.

Строение тела в зрелом возрасте (22—60 лет) изменяется мало, а в пожилом (61—74 года) и старческом (более 75 лет) прослеживается характерная для этих возрастов перестройка: обмен веществ замедляется, происходит снижение работоспособности всех систем органов. Активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения.

  • Далеко не сразу эмбрион становится похожим на маленького человечка. Ведь во время внутриутробного развития человек, как и все другие млекопитающие, проходит путь развития своего биологического вида: сначала он похож на ланцетника, потом напоминает маленькую рыбку, затем у него появляются черты амфибий и рептилий. Все эти превращения происходят довольно быстро, и к началу 6-й недели с момента оплодотворения эмбрион уже выглядит как маленький человечек, хотя его длина лишь немного превышает 1 см. Позвоночник эмбриона в этот период еще хрящевой, но на ручках и ножках уже есть пяльцы, нячинает биться сердпе.
  • Когда человек рождается, то объем его мозга совсем невелик. Большая часть человеческого мозга формируется после рождения. Новорожденный ребенок хорошо слышит звуки, однако только через год он обучается точно определять источники этих звуков.
  • Когда ребенок рождается, у него практически отсутствуют двигательные навыки, поэтому ему надо учиться сначала держать голову, затем ползать, ходить и т. д. У большинства детей основные этапы развития двигательных навыков таковы:

    9 месяцев — ползает;
    1 год — начинает ходить;
    1,5 года — хорошо умеет ходить;
    2,0 года — уверенно бегает;
    3,0 года — научается бить ногой по мячу;
    4,0 года — умеет прыгать на одной ноге;
    5,0 лет — может пройти по нарисованной на земле линии;
    6,0 лет — хорошо умеет прыгать в длину и высоту.

  • Когда организм развивается и ребенок взрослеет, пропорции его тела меняются. Голова по сравнению с длиной тела уменьшается, тогда как ноги и руки становятся относительно длиннее.

Проверьте свои знания

  1. Что такое родовые схватки?
  2. Когда ребенок начинает ориентироваться в окружающей среде?
  3. Что характерно для новорожденного ребенка?
  4. Какой период жизни человека охватывает грудной период?
  5. Когда начинается половое созревание у девочек?
  6. Каковы особенности развития в подростковом возрасте?
  7. Какой этап в жизни человека совпадает с периодом зрелости?

Подумайте

Почему еще не родившийся младенец, находящийся в теле матери, не может кричать?


В развитии человека выделяют новорожденный и грудной этапы, детство, подростковый и юношеский периоды, зрелый, пожилой и старческий возраст.

Рейтинг@Mail.ru