У многих видов млекопитающих и птиц,
потомство которых появляется на свет
достаточно сформировавшимся, существует врожденная
реакция следования молодняка за матерью.
Например, гусята сразу после вылупления
самостоятельно передвигаются и следуют за
гусыней по земле или в воде. Инкубаторные
гусята будут следовать за любым животным,
даже неодушевленным движущимся предметом, оказавшимся в этот период в поле их
зрения. Впоследствии они всегда будут реагировать на этот предмет, даже если им
придется выбирать между ним и настоящей
гусыней. Следовательно, эта инстинктивная
реакция не полностью запрограммирована
генетически. Для ее окончательного формирования
необходимо, чтобы в определенный момент
развития произошло ознакомление животного
с раздражителем, вызывающим данную
реакцию. Это явление называют запечатлением
или импринтингом (от английского слова
imprinting — запечатление).
Инстинкт следования за
родителями или за тем, кто
окажется на их месте, формируется у
гусят в короткий
Запечатление образа матери происходит
обычно вскоре после вылупления или рождения
в течение ограниченного промежутка времени,
который называют чувствительным периодом.
Животные реагируют на этот раздражитель в
течение всей жизни. Однако форма реакции
с возрастом меняется. Когда птицы
вырастают, реакция следования у них исчезает, но с
наступлением сезона размножения они
выбирают себе пару среди представителей того
же вида, с которым были воспитаны и
признаки которого они запечатлели ранее. Выросшие
в неволе, они пытаются ухаживать за
неодушевленным предметом или человеком.
Чувствительные периоды существуют и для
некоторых видов обучения. Например, для
формирования песни самцов у некоторых птиц
необходимо, чтобы в определенный период раннего
развития молодой самец слышал песни
взрослой птицы. Так бывает, например, у канареек.
Запечатление важно и для формирования
общественного поведения млекопитающих.
Воспитанные человеком ягнята обычно следуют
за ним и не проявляют интереса к овцам.
Исследования этого явления у животных
важны не только для разработки теории пове-
дения животных, но и для практики, напри-
мер в животноводстве.