Онлайн учебник по биологии
9 класс

Предыдущая страница учебника по биологии Учебник по биологии. 9 класс Следующая страница учебника по биологии

§15. Гетеротрофное питание

Вспомните из учебника «Человек и его здоровье», где и под воздействием каких ферментов расщепляются углеводы, жиры и белки при пищеварении. Что такое окисление, горение, дыхание?

Каждому организму в процессе жизнедеятельности необходима энергия. Движение, рост, развитие, размножение — все эти процессы связаны с затратой энергии. Автотрофные организмы способны аккумулировать солнечную энергию и благодаря ей синтезировать в своем теле органические вещества. Как же получают энергию гетеротрофные организмы?

Пищеварение и преобразование энергии. Гетеротрофные организмы получают органические вещества с пищей. Первоначальное расщепление веществ происходит в их пищеварительном тракте, а окончательное — на клеточном уровне. Высокомолекулярные органические вещества пищи не могут быть сразу усвоены клетками и тканями. Прежде всего, они должны быть разрушены до низкомолекулярных веществ, более доступных для клеточного усвоения. В результате сложных многоэтапных процессов диссимиляции выделяется энергия, которая частично расходуется в виде тепла, а частично преобразуется и запасается в молекулах АТФ.

Рассмотрим основные этапы протекания этих процессов у животных и человека.

На подготовительном этапе, называемом еще пищеварением, происходит расщепление органических веществ под воздействием ферментов в пищеварительном тракте. Так, белки расщепляются в желудке и в тонком кишечнике под действием ферментов — пепсина, трип сина до аминокислот. Расщепление полисахаридов начинается в ротовой полости в присутствие фермента слюны амилазы, а далее продолжается в двенадцатиперстной кишке. Там же расщепляются и жиры под действием липазы. Образующиеся низкомолекулярные вещества всасываются в кровь и доставляются ко всем органам, тканям и клеткам организма.

Вся выделяющаяся на подготовительном этапе энергия рассеивается в виде тепла.

Подготовительный этап (где Q — тепловая энергия): Белки + Н20 >> аминокислоты + Q

Жиры + Н2О >> глицерин + (высшие жирные кислоты) + Q Углеводы + Н2О >> глюкоза + Q

Расщепление глюкозы. Последующие этапы расщепления низкомолекулярных органических веществ протекают на клеточном уровне. Рассмотрим их на примере глюкозы (рис. 59). Именно это вещество служит основным источником энергии для большинства организмов.

Общая схема расщепления глюкозы

Рис. 59. Общая схема расщепления глюкозы

Глюкоза в клетке может расщепляться двумя путями — анаэробно и аэробно. Процесс бескислородного расщепления протекает в цитоплазме клетки. В зависимости от типа клеток и организмов из глюкозы могут образовываться пировиноградная кислота, молочная кислота, этиловый спирт, уксусная кислота или другие низкомолекулярные органические вещества. Выделяющаяся при этом энергия запасается в двух молекулах АТФ, а частично рассеивается в виде тепла. Некоторые процессы бескислородного расщепления глюкозы называют брожением. Они характерны для анаэробных микроорганизмов, например, для молочнокислых бактерий и дрожжей.

Молочнокислое брожение наблюдается и у аэробных организмов при недостатке кислорода в тканях. Например, нетренированный человек после интенсивной физической нагрузки чувствует боль в мышцах (рис. 60). Образовавшаяся там молочная кислота раздражает нервные окончания. Примерно через двое суток боль стихает, молочная кислота окисляется дальше.

При интенсивной физической нагрузке и недостатке кислорода в мышцах образуется и накапливается молочная кислота

Рис. 60. При интенсивной физической нагрузке и недостатке кислорода в мышцах образуется и накапливается молочная кислота

У аэробных организмов все промежуточные вещества, образующиеся из глюкозы при бескислородном расщеплении, окисляются кислором воздуха до углекислого газа и воды. Этот последний этап диссимиляции называют биологическим окислением или клеточным дыханием. Он протекает в митохондриях. В реакциях кислородного расщепления глюкозы выделяется значительно больше энергии, основная часть которой запасается в 38 молекулах АТФ.

Аэробное расщепление глюкозы энергетически в 19 раз выгоднее, чем анаэробное. В этом процессе образуются только энергетически бедные неорганические вещества, а клетка запасает максимальное количество энергии в виде молекул АТФ.

Процессы клеточного дыхания по конечному результату схожи с процессами горения. Например, если сжечь сахар (рис. 61), то также получается углекислый газ и вода. Но эти процессы существенно различаются по сберегаемости энергии. При горении вся энергия переходит в световую и тепловую, ничего при этом не запасается. При клеточном дыхании запасается энергия в молекулах АТФ, которая впоследствии расходуется во всех процессах жизнедеятельности: синтезе органических веществ, росте, развитие, движение и др.

Горение сахара

Рис 61. Горение сахара

Бескислородный и кислородный пути диссимиляции. Исторически брожение более древний процесс, чем клеточное дыхание. Он характерен не только для анаэробных организмов, но является и первым этапом окисления глюкозы у аэробных организмов, в том числе у животных и человека. Кислородный путь диссимиляции оказался более выгодным в энергетическом отношении. Сравните количество АТФ, синтезируемое при бескислородном и кислородном расщеплениях глюкозы, и станет ясно, почему кислородный путь оказался для живого более предпочтительным. Благодаря выигрышу энергии первичные одноклеточные аэробные организмы дали в процессе исторического развития живой природы начало многоклеточным организмам и достигли больших размеров. Среди анаэробов остались только одноклеточные формы, за исключением паразитов, вторично перешедших жить в анаэробные условия.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Что общего в реакциях превращения белков, жиров и углеводов в пищеварительном тракте человека? Как называют такие реакции?
  2. Как используется организмом энергия, освобождающаяся на подготовительном этапе диссимиляции?
  3. В результате каких процессов образуются, в организме углекислый газ и вода? Где в клетке протекают эти реакции?
  4. Где и как используется кислород, поступающий в организм при дыхании?
  5. АТФ синтезируется о митохондриях и хлоропластах. Объясните, в чем сходство и различие процессов, приводящих к синтезу молекул АТФ.

Оцените энергетическую эффективность анаэробного и аэробного расщеплений глюкозы в клетке. Сделайте вывод об эффективности этих двух путей диссимиляции у организмов.

Основное резервное энергетическое вещество растений — крахмал, занимает в их органах много места. Однако это не является помехой, так как растения активно не передвигаются. Большинство живот ных, напротив, вынуждены быстро перемещаться, что привело к запасанию у них жиров, которые при одинаковом с углеводами объеме, резервируют в два с половиной раза больше энергии.

Рейтинг@Mail.ru