Онлайн учебник по биологии
7 класс

Предыдущая страница учебника по биологии Учебник по биологии. 7 класс Следующая страница учебника по биологии

§ 31. Рыбы: общая характеристика и внешнее строение

Рыбы — самая многочисленная группа позвоночных животных. Она включает около 30 тыс. современных видов. Рыб подразделяют на два класса — Хрящевые рыбы (акулы, скаты) и Костные рыбы (осетры, лососи, сельди, караси, окуни, щуки и др.). Основным критерием такого разделения служит вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб — хрящ или кость.

Рыбы населяют различные водоемы нашей планеты: океаны, моря, реки, озера, пруды. Водная среда очень обширна: площадь, занятая океанами, превышает 70% поверхности Земли, а наиболее глубокие впадины уходят в глубь океанов на 11 тыс. м.

Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и привело к возникновению большого разнообразия форм: появлению множества приспособлений к конкретным условиям обитания (рис. 115).

Рыбы различных экологических групп

Рис. 115. Рыбы различных экологических групп: 1,2 — обитающие в толще воды (пелагические) тунец и треска: 3 — поверхностная летучая рыбка; 4 — донная камбала

У рыб сжатое с боков тело имеет обтекаемую форму. В нем можно различить голову, туловище и хвост.

Снаружи тело рыб покрыто кожей, в которой находятся мелкие (как у окуня) или крупные (как у карпа) костные чешуи. Они черепицеобразно налегают друг на друга и плотно прикрывают туловище и хвост. Чешуя постоянно растет, и на ней образуются годовые кольца, по ним можно определить возраст рыбы (рис. 116, Б, В). Есть рыбы и голокожие, без чешуи (например, сом). Тело рыб скользкое, так как покрыто выделениями слизистых желез, расположенных в коже. Чешуя бывает окрашена в серебристо-серые, черные тона. Для многих рыб характерна яркая окраска, особенно для тех, которые обитают среди коралловых рифов.

Внешнее строение рыбы

Рис. 116. Внешнее строение рыбы: А — общий план строения: 1 — ноздря; 2 — глаз; 3 — рот; 4 — жаберная крышка; 5 — грудной плавник; 6 — брюшные плавники; 7 — спинной плавник; 8 — анальное отверстие; 9 — анальный плавник; 10 — боковая линия; 11 — хвостовой плавник; Б — чешуя с годовыми кольцами; В — определение возраста рыбы

Рыбы имеют конечности — непарные и парные плавники. Непарные — это спинные, хвостовой и анальный, или подхвостовой. Важнейшим из них является хвостовой. Он служит главным моторным органом — с его помощью рыбы двигаются вперед. Снизу по бокам расположены парные плавники: передние — грудные, задние — брюшные. Грудные более подвижны, они участвуют в поворотах тела в воде, движении вверх, вниз и в стороны. Брюшные и не парные плавники удерживают тело рыбы в нормальном, вертикальном положении. Позади брюшных плавников видны три отверстия: анальное, половое и мочевое. Через анальное выбрасываются непереваренные остатки пищи, через мочевое — вредные продукты жизнедеятельности, через половое выделяются продукты размножения: икра у самок и семенная жидкость у самцов.

По бокам тела рыбы находятся органы боковой линии — каналы, лежащие в коже под чешуей, на дне которых расположены чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Эти органы позволяют рыбе воспринимать потоки воды, обтекающей тело, различать предметы благодаря волнам, которые отходят от этих предметов.

Другие органы чувств расположены на голове. Границей между головой и туловищем считают задний край жаберных крышек (см. рис. 116, А). Они прикрывают жабры и постоянно двигаются, обеспечивая приток к жабрам свежей воды, богатой кислородом. Границу между туловищем и хвостом условно проводят на уровне анального отверстия.

На голове спереди виден рот. Ртом рыба захватывает пищу и втягивает воду, необходимую для дыхания. Выше рта расположены ноздри, открывающиеся в органы обоняния, с помощью которых рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. Глаза рыб довольно большие. Передняя сторона наружной оболочки (роговица) плоская. Под ней находится выпуклая линза (хрусталик), дающая уменьшенное изображение предметов на сетчатке, клетках, воспринимающих световые раздражения. Рыбы видят на близком расстоянии и различают цвета.

Органов слуха на поверхности головы не видно: они расположены по бокам головы внутри черепа. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Эти колебания вызывают раздражение нервных окончаний внутреннего уха, а возникшие возбуждения передаются по слуховым нервам к головному мозгу. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела, перемещения вверх и вниз.

Лабораторная работа № 6

Тема. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

Цель. Изучить внешнее строение и способы передвижения рыбы.

Оборудование: банка с рыбой в воде, лупа, предметное стекло, чешуя рыбы.

Ход работы

  1. Рассмотрите рыбу в банке с водой. Объясните, какое значение имеет форма ее тела.
  2. Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то укажите причины этих различий.
  3. Как расположена чешуя на теле рыбы? Какое значение это имеет для жизни рыбы в воде? С помощью лупы рассмотрите строение отдельной чешуйки.
  4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов тела для жизни рыбы в воде.
  5. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Выясните, в чем особенность строения глаз.
  6. Рассмотрите плавники рыбы. Какие из них парные, какие — непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.
  7. Зарисуйте рассматриваемую рыбу. Обозначьте на рисунке части тела. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Сделайте рисунок чешуйки рыбы, отметив светлые и темные полосы. Каков возраст рыбы, у которой взята эта чешуйка?

Рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие движение в воде, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.

Упражнения по пройденному материалу

  1. По внешнему виду определите места обитания рыб, изображенных на рисунке 115 (с. 10).
  2. Какое строение имеют покровы тела рыб и каково значение их в жизни рыб?
  3. С помощью каких органов чувств рыба ориентируется в воде?
  4. Назовите плавники рыбы и охарактеризуйте их функции.

 

Рейтинг@Mail.ru