Онлайн учебник по биологии
7 класс

Учебник по биологии. 7 класс Следующая страница учебника по биологии

§1. Зоология — наука о животных

Введение. В предшествующем курсе биологии вы познакомились с представителями трех царств: Бактерии, Грибы, Растения. Теперь вы приступаете к изучению нового царства живых организмов - Животные.

Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон — «животное», логос— «учение»).

Современная зоология — система наук о животных. Среди них — морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов. Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология рассматривает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. Этология изучает поведение животных. В школьный курс зоологии включены элементы других наук, объясняющих закономерности наследования свойств организма и распространения животных.

Зоология изучает различных животных, в том числе насекомых, рыб, птиц, млекопитающих (рис. 1); особый мир животных представляют простейшие (рис. 2). Отдельные группы животпых изучаются специальными разделами зоологии.

Многообразие многоклеточных животных

Рис. 1. Многообразие многоклеточных животных

Многообразие простейших одноклеточных животных

Рис. 2. Многообразие одноклеточных животных (простейших)

Сходство и различия животных и растений. Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности: клеточное строение, способность к питанию, дыханию, выделению, обмену веществ между организмом и окружающей средой, к размножению, росту, развитию.

Животные отличаются от растений но следующим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сообществах они играют роль потребителей органического вещества. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться. Большинство сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные освоили разные среды жизни — водную, наземно-воздушную, почвенную.

Многообразие животных. По данным Всемирного (Международного) союза охраны природы (ВСОП), на Земле существует более 1,2 млн видов животных. Больше всего насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) — около 1 млн видов. Известно около 70 тыс. видов моллюсков (улиток, двустворок, кальмаров), свыше 29 тыс. видов рыб. Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного — около 9000 видов, еще меньше млекопитающих — около 5000 видов.

Распространены животные по всему земному шару. Они обитают в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили наземно-воздушную и почвенную среды. Известны и такие животные, которые обитают в растениях. Некоторые паразитируют в организмах других животных и человека.

Животные очень разнообразны по облику и строению, размерам, образу жизни. Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие — за счет плавников. Большинство наземных животных при движении опираются на парные конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья.

Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м. а масса их тела — около 5 т. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле — синий кит длиной до 33 М и массой до 150 т (рис. 3).

Сравнительные размеры животных

Рис. 3. Сравнительные размеры животных (простейшие дани в поле оптического микроскопа)

Значение животных. Дикие и домашние животные. Животные разнообразны не только по внешнему облику; строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сообществах. Велика роль в природе животных — опылителей растений (рис. 4). Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим. Многие животные распространяют плоды и семена растений, перенося их на шерсти и перьях. Птицы, питающиеся сочными плодами, переваривают мякоть. Между тем семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и разносятся на большие расстояния.

Насекомые - опылители растений

Рис. 4. Насекомые - опылители растений

Проявляется и отрицательная роль животных в природных сообществах. Многие из них приносят вред растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги. Стаи азиатской перелетной саранчи (рис. 5) полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая. Некоторые животные вызывают болезни у друтих животных, в том числе у домашних и человека.

Азиатская перелетная саранча

Рис. 5. Азиатская перелетная саранча

Для человека важное значение имеют дикие животные как объекты охоты. Значительную часть белковой пищи человек получает за счет вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов. оленей, водоплавающих и лесных птиц.

Важна регулирующая роль животных в природных сообществах, важны они и для человека. Так. хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей лесных и культурных растений.

Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем ОТ них продукты питания (молоко. яйца. мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу.

Одной из первых (более 10 тыс. лег назад) была одомашнена собака. Предком ее был волк. Много лет собака служит человеку помощником в охоте, охране домашних животных, жилья и самого хозяина. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке (рис. 6).

Породы собак и памятник собаке

Рис. 6. Породы собак и памятник собаке

Самый знаменитый памятник собаке, находящийся в Париже, посвящен сенбернару, спасшему 40 человек из-под снежных лавин в Альпах. На Аляске поставлен памятник вожаку ездовых собак, который вывез потерявшего дорогу ездока к людям. Есть памятники собаке-поводырю, собакам-пограничникам и тем, кто остался верен своим хозяевам после их смерти. В Санкт-Петербурге известен памятник собаке, страдавшей во имя науки. Он был сооружен по инициативе великого русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте написаны его слова: «Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства».

Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. Oт них люди получают мясо, молоко, шкуры. Этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных — это млекопитающие и птицы.

Животноводство — содержание и разведение крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец, коз, кур, уток — стало важнейшей отраслью сельского хозяйства. От его успехов зависит обеспеченность людей необходимыми продуктами.

Одомашнивание животных продолжается до сих пор. В последние десятилетия успению одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах. Продолжаются работы но одомашниванию лося, глухаря, страусов.

Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет разведение лабораторных животных — мышей, крыс, морских свинок. Давно разводят декоративных аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.

Современная зоология — это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение. Основы ее излагаются в настоящем учебнике.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.
  2. Рассмотрите рисунки 1 и 7 и назовите внешние признаки животных, обитающих в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организмах других животных.
  3. Используя рисунок 1, составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных.
  4. Какие признаки характерны для животных? В чем их отличие от растений?
  5. Вспомните и назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных растений и известные вам способы борьбы с ними.

 

Рейтинг@Mail.ru