Бетонные работы

       

§ 27. Арматурные работы на строительной площадке

Монолитные железобетонные конструкции армируют каркасами, сетками или отдельными стержнями.

Плоские и пространственные каркасы изготовляют на арматурных заводах или цехах и поставляют на строительную площадку в комплекте. Если по условиям транспортирования невозможно доставить каркас в целом виде, его перевозят по частям, а на строительной площадке выполняют его укрупнительную сборку с использованием кондукторов и других приспособлений, обеспечивающих точность фиксаций элементов каркасов. Соединяют элементы дуговой или ванной сваркой.

При больших объемах работ арматурные конструкции укрупняют на сборно-комплектовочной площадке, затем транспортируют в зону установки и действия монтажного крана. При небольших объемах допускается вязка или сварка каркасов из отдельных арматурных стержней на месте возведения сооружения или в непосредственной близости от него, но обязательно в зоне действия монтажного крана.

При армировании массивных конструкций сварными сетками их стыкуют нахлесточным соединением или путем установки дополнительных стыковых сеток с перепуском концов арматуры, равным 30...50 ее диаметрам, но не менее 250 мм. При установке нескольких сварных сеток по ширине их стыки располагают вразбежку.

Применение нахлесточных соединений приводит к существенному перерасходу арматурной стали, требует дополнительных работ по фиксации положения стыкуемых элементов. Все это связано со значительными затратами ручного труда. Как правило, работы по стыковке арматурных каркасов, сеток и стержней трудоемки, требуют внимательного и напряженного ручного труда сварщиков. Качество производства таких работ еще недостаточно высокое.

Советские ученые разработали мобильные машины МСМ-1 и МСМ-2 для сварки стержневой арматуры максимальным диаметром 25...32 мм, позволяющие существенно механизировать сварочные процессы, повысить качество работ и производительность труда при армировании горизонтальных поверхностей.

Машина (рис. 76) размещена на самоходном шасси 4 шагающего типа, которое позволяет ей перемещаться по уложенной сетке, и состоит из сварочного трансформатора, подвесной точечной сварочной машины 1, насосной гидравлической станции 7, автономной станции охлаждения 6 и шкафа управления 5. Сварочные клещи подвесной точечной машины размещены на стреле 2. С одной позиции сваривают стыки в радиусе поворота стрелы 4...5 м. Машина в пределах одной захватки совершает движение вдоль фронта сварки стыковых соединений. На другую захватку ее переставляют краном.

Рис. 76. Мобильные стыковые машины МСМ-1 (а) и МСМ-2 (б):
1 — подвесная точечная сварочная машина, 2 — стрела, 3 — гидроцилипдр, 4 — самоходное шасси, 5 — шкаф управления, 6 — станция охлаждения, 7 — насосная станция

Наибольший эффект от применения этих машин получают при устройстве монолитных железобетонных конструкций значительных размеров в плане: фундаментных плит под жилые и промышленные объекты, монолитных перекрытий, дорожных и аэродромных покрытий и др. Трудоемкость работ при таком методе стыковки существенно сокращается.

В практике монолитного строительства широко используют бессварочные методы установки арматуры, которые являются более прогрессивными, так как позволяют повысить коррозионную стойкость арматуры и снизить энергетические затраты. К ним относятся соединения рабочих стержней на муфтах и пластмассовых фиксаторах, соединение пересекающихся стержней пружинными скобами и др. Механизированный инструмент для их устройства отличается портативными размерами и позволяет производить гидравлическое обжатие разогретых муфт.

Для скрепления пересекающихся стержней применяют различные конструкции пружинных фиксаторов (рис. 77). Используются четыре типа фиксаторов: I, III — для одностороннего соединения арматурных стержней, II, IV — для двустороннего соединения.

Рис. 77. Пружинные фиксаторы:
а — типы пружинных фиксаторов, б — схема их установки; I, III — для одностороннего соединения арматурных стержней, II,. IV — для двустороннего соединения

Пружинный фиксатор обеспечивает гарантированное качество соединений и снижает трудоемкость установки по сравнению с ручной вязкой в 2,5..З раза. Соединение пересекающихся арматурных стержней фиксаторами можно осуществлять как в опалубке, так и при предварительной сборке арматурных элементов в кондукторах и шаблонах.

Большой объем арматурных работ занимают вертикальные конструкции (например, стены, фундаменты, колонны). Их армируют, как правило, пространственными или плоскими каркасами (блоками). Монтаж таких арматурных изделий состоит из следующих технологических операций: разгрузка и подача изделий непосредственно в сооружение или на площадку временного складирования; установка в проектное положение с временным раскреплением их сваркой или растяжками; установка в проектное положение и окончательное соединение стыков сваркой; проверка выполненных работ и сдача их мастеру или производителю работ. Все технологические операции выполняют с максимальным использованием средств механизации.

Практикой выработан ряд приемов, облегчающих монтаж арматуры. Так, арматурные каркасы колонн (рис. 78) устанавливают в проектное положение при одной или двух открытых сторонах опалубки. В многоэтажных сооружениях готовые каркасы опускают в коробы опалубки сверху, а вертикальные стержни соединяют с выпусками арматуры фундамента через нижнее боковое отверстие в опалубке колонн.

Рис. 78. Технологическая схема монтажа арматурных каркасов колонн:
а — установка каркаса в проектное положение с выверкой раскосами, б — то же, в опалубку из двух щитов; в — то же, в опалубку из трех щитов, г — при полностью смонтированной опалубке; 1 — арматурный каркас, 2 — раскосы для выверки и временного крепления, 3 — щиты опалубки, 4 — выпуски арматуры, 5 — съемный щит для устройства стыков арматуры, 6 — строповочное устройство

Технологическая схема установки тяжелых каркасов 1 фундаментов с использованием монтажного крана 4 и самобалансирующейся траверсы 3 приведена на рис. 79. Такой тип строповки позволяет переводить тяжелый арматурный каркас в вертикальное положение без дополнительных усилий за счет перемещения центра тяжести системы.

Рис. 79. Технологическая схема установки тяжелых каркасов фундаментов:
а — схема строповки, б — схема монтажа; 1 — каркас, 2 — блок вспомогательного крюка, 3 — самобалансирующаяся траверса, 4 — монтажный кран, 5 — расчалки

Монтаж таких каркасов производится двумя монтажниками. Проектное положение каркаса на период установки опалубки фиксируется с помощью расчалок 5 и фиксаторов.

Стены круглых резервуаров и подпорные наклонные стены армируют каркасами при наличии одного внешнего или внутреннего щита опалубки. Это позволяет упростить процесс временного крепления арматуры, так как щит используется в качестве опоры.

Проектное положение арматурных конструкций при монтаже обеспечивается правильной установкой фиксаторов, прокладок и подкладок, а также временных крепежных устройств (подкосов, схваток, растяжек и хомутов).

Допускаемые отклонения в размерах зависят от толщины бетонируемого элемента, типа и диаметра применяемой арматуры, характера работы конструкции. При установке арматурных стержней диаметром более 90 мм допускаемые отклонения регламентируются данными проекта, в остальных случаях допускаются следующие отклонения, мм:

Очень важно обеспечить проектное положение арматурных стержней. При этом особое влияние на долговечность железобетонных конструкций оказывает наличие защитного слоя арматуры в бетоне. Защитный слой бетона предохраняет арматуру от коррозии, повышая сроки ее службы.

Для обеспечения защитного слоя в конструкциях арматурных каркасов предусматривают специальные упоры или удлиненные поперечные стержни, которые, соприкасаясь с опалубкой, фиксируют положение арматуры. Такое решение допускается при работе конструкций в сухих условиях. В остальных случаях защитный слой достигается установкой бетонных (рис. 80, а, в) и пластмассовых (рис. 80, г—е) фиксаторов, которые привязывают или надевают на арматурные стержни. Наиболее эффективны и удобны в работе пластмассовые фиксаторы. Их легче устанавливать и они дешевле.

Рис. 80. Фиксаторы:
бетонные: а — в виде усеченного конуса, б — продолговатой скобы, в — бетонной подкладки; пластмассовые: г — решетчатые, д, е — цилиндрические в виде разрезных и неразрезных шайб

Защитный слой (мм) в плитах и стенах толщиной до 10 см должен быть не менее 10, более 10 см — 15; в балках и колоннах при диаметре рабочей арматуры 20...32 мм — не менее 25, при больших диаметрах — не менее 30.

Установленная арматура не должна изменять своей формы при бетонировании. Приемочная комиссия устанавливает качество вы полненных работ, а также надежность примененных фиксаторов и каркасов в целом, о чем составляют акт.

Крепление арматурного каркаса к щиту крупнощитовой опалубки 1 (рис. 81) производят следующим образом. В нижней зоне каркас крепят с выступами арматуры с помощью струбцин для странения осевого смещения соединяемых стержней, а верхней — струбциной 2, обеспечивающей проектное положение каркаса относительно палубы щита. Для обеспечения защитного слоя на стержни каркаса устанавливают пластмассовые фиксаторы 3 в трех-четырех уровнях по высоте с расстоянием между ними, не превышающем 1 м.

Рис. 81. Пример крепления арматурного каркаса к опалубке:
1 — опалубочный щит, 2 — струбцина, 3 — фиксаторы, установленные в шахматном порядке для создания защитного слоя бетона, 4 — струбцина для устранения осевого смещения свариваемых стержней

Наибольшая эффективность арматурных работ обеспечивается при использовании арматурных опалубочных блоков. При этом достигается снижение трудозатрат в 5...6 раз и сокращение расхода материалов на опалубку. Арматурные опалубочные блоки перекрытий и покрытий (рис. 82) изготовляют на заводах железобетонных изделий или полигонах и сочетают в себе элементы железобетонной плиты, выполняющей функции несъемной опалубки и замоноличенного в ее основание укрупненного арматурного каркаса. После монтажа таких элементов производят их бетонирование.

Рис. 82. Арматурные опалубочные блоки перекрытий:
1 — железобетонная плита, 2 — арматурный каркас

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru