К посредническим операциям относятся: лизинговые, факторинговые, трастовые, выдача гарантий (поручительств) и консалтинговые операции.
Лизинговые операции основаны на предоставлении в аренду внеоборотных активов на долгосрочный период с иелью их производственного использования. Необходимость обновления основных фондов, недостаточность ресурсов для этого у отечественных предприятий вызывает интерес к лизинговым операциям. Развитию лизинга будет способствовать наличие достаточной ресурсной базы банков длительного характера, развитие рынка средств производства, страхования.
Основная цель факторингового обслуживания — это инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.
Поскольку риск неплатежа полностью ложился на банк-посредник, огромные потери от неплатежей заставили банки в середине 90-х годов практически полностью отказаться от проведении факторинговых операций.
Заинтересованность клиента в передаче банку отдельных функций по управлению его имуществом объясняется возможностями использования практического опыта и высокого профессионализма сотрудников банка, оказывающего данные услуги. Заключая трастовый договор, доверитель поручает банку распоряжаться своими временно свободными средствами с целью получения максимального дохода. При этом клиент остается их полноправным собственником, банку передаются лишь полномочия распоряжаться этими средствами в течение определенного срока. Совершая операции со средствами клиента, банк действует от своего имени, но в интересах клиента.
Развитие кредитных отношений и связанных с ними рисков делает необходимым использование кредиторами, которые стремятся избежать финансовых потерь, банковских гарантий (поручительств). Расширение разнообразия банковских операций, а также увеличение их сложности вызывают необходимость предоставления клиентам различных консалтинговых операций (консультационных услуг). Банки заинтересованы в предоставлении клиентам консультационных услуг по многим операциям, выполняемым ими для привлечения новых клиентов. Консультационные услуги — необходимая часть операций банка, они позволяют повысить авторитет банка, сделать ему дополнительную рекламу.