Устройство автомобиля

       

Глава 7. Система питания дизеля

Система питания дизеля обеспечивает раздельную подачу в цилиндры двигателя воздуха и топлива и выпуск отработавших газов. По экономичности дизели значительно превосходят карбюраторные двигатели. Удельный расход топлива карбюраторного бензинового двигателя 154—182 г/(кВт ч), дизеля — 112—140 г/(кВт ч).

Система питания дизеля (рис. 60) топливом состоит из топливного бака, фильтра грубой очистки топлива, топливоподкачивающего насоса, фильтра тонкой очистки, топливного насоса высокого давления, автоматической муфты опережения впрыска топлива, всережимного регулятора, форсунки, топливопроводов (высокого давления, низкого давления и сливного).

Топливные системы четырехтактных дизелей

Рис. 60.
Топливные системы четырехтактных дизелей:
а — ЯМЗ-236; б — КамАЗ-740;
1 — фильтр тонкой очистки топлива; 2, 3, 7, 10, 12, 14, 15—18, 20 и 23—27 — топливопроводы; 4 — воздухоочиститель; 5 — насос высокого давления; 6 — форсунка; 8 — фильтр грубой очистки топлива; 9 — топливный бак; 11 и 28 — топливоподкачивающие насосы; 13 — перепускной клапан; 19 — кран отбора топлива к подогревателю; 21 и 22 — тройники

Система питания дизеля воздухом состоит из воздухоочистителя, впускного трубопровода, турбокомпрессора.

Система выпуска отработавших газов включает в себя выпускной трубопровод, приемные трубы, глушитель.

Работа системы питания. Топливо из бака через фильтр грубой очистки по топливопроводу поступает к топливоподкачивающему насосу, далее подается по топливопроводу к фильтру тонкой очистки, затем — к насосу высокого давления. Насос по топливопроводам высокого давления подает топливо в форсунки. При такте впуска в цилиндр поступает очищенный в воздухоочистителе воздух. В конце такта сжатия в цилиндр под высоким давлением через форсунку впрыска в мелко распыленном виде подается определенная порция топлива, которая самовоспламеняется вследствие высокой температуры. Отработавшие газы поступают в выпускной трубопровод и через приемные трубы и глушитель в окружающую среду.

Дизельное топливо. Фракции продуктов переработки нефти, выкипающие до 390 °С, служат основой для производства дизельного топлива, получившего название от типа двигателя, в котором оно используется. Этот вид топлива предназначен для высокооборотных дизелей. Смесь дизельного топлива с остаточными продуктами (до 80 %) прямой перегонки или крекинга нефти называют тяжелым дизельным топливом. Тяжелое дизельное топливо предназначено для малооборотных и среднеоборотных дизелей. В зависимости от климатических условий и времени года применяется дизельное топливо различных марок: J1 (летнее), 3 (зимнее), А (арктическое).

В дизеле воспламенение топлива происходит самопроизвольно без внешнего искрового устройства и с минимальной задержкой с момента его впрыска в горячую камеру сгорания. Важнейшим показателем дизельного топлива является воспламеняемость. Топливо, обладающее большей способностью к воспламенению, обеспечивает более мягкое протекание процесса сгорания без резкого повышения давления и стуков в цилиндре двигателя. Таким топливом является цетан, воспламеняемость которого принята за 100 единиц. Воспламеняемость альфаметилнафталина принята за 0. Воспламеняемость дизельных топлив оценивают цетановым числом, которое равно объемному содержанию цетана в такой его смеси с альфаметил-нафталином, которая при стандартных условиях испытания имеет одинаковую воспламеняемость с данным топливом. В современных дизелях применяют топливо с цетановым числом 40—55.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru