Устройство
автомобиля

       

6.9. Нейтрализация отработавших газов

Тепловые двигатели выбрасывают в окружающую среду большое количество токсичных веществ, отрицательно действующих на человека, флору и фауну, а также технические сооружения. Источниками токсичных веществ являются отработавшие газы, картерные газы, испарения из системы питания двигателя, топливо, масло и другие эксплуатационные жидкости.

Имеются международные нормативные документы, определяющие требования по ограничению токсичности и дымности отработавших газов.

При работе двигателя выделяются следующие токсичные вещества:

  • оксиды азота (NOx);
  • сажа (С);
  • оксид углерода (СО);
  • углеводороды (СНх);
  • альдегиды;
  • канцерогенные вещества;
  • различные соединения серы и свинца.

Уменьшить токсичность отработавших газов можно путем:

  • усовершенствования процессов смесеобразования и сгорания;
  • организации рециркуляции отработавших газов;
  • нейтрализации отработавших газов;
  • применения топлив улучшенного качества и альтернативных топлив.

Каталитический нейтрализатор. Для снижения токсичности отработавших газов широко применяются каталитические нейтрализаторы, которые различаются по используемому катализатору и материалу блока носителя катализатора.

В нейтрализаторах отработавшие газы проходят через слой катализатора, значительно ускоряющего протекание окислительных реакций, при которых СО и СН преобразуются в СО2 и Н2О. Для восстановления NOx необходимо создать восстановительную среду, т. е. химически связать кислород, находящийся в отработавших газах. Поэтому катализатор разделен на две камеры: восстановления и окисления. В первой камере оксид азота под действием катализатора превращается в аммиак, который подвергается разложению во второй камере, где происходит дожигание оксида углерода и углеводородов.

Рейтинг@Mail.ru