Устройство автомобиля

       

2.13. Приборы управления подачей воздуха (продолжение)

Ручной тормозной кран управления приводом стояночной и запасной тормозных систем (рис. 167) управляет пневматическими механизмами, работающими при выпуске сжатого воздуха. В расторможенном состоянии направляющий колпачок и шток занимают нижнее положение. Шток опускает вниз выпускной клапан, закрывая его внутреннее отверстие, и отводит его от поршня. Вывод в окружающую среду, осуществляемый через внутреннее отверстие выпускного клапана, в этом случае закрыт, а подпоршневая полость через кольцевую щель между выпускным клапаном и поршнем сообщается с надпоршневой полостью. Сжатый воздух из вывода к ресиверу через отверстие в поршне, в подпоршневую и надпоршневую полости поступает через вывод к энергоаккумуляторам через ускорительный клапан; пружины энергоаккумуляторов сжимаются, что соответствует расторможенному состоянию тормозных механизмов колес задней тележки.

Ручной тормозной кран управления стояночной и запасной тормозными системами

Рис. 167.
Ручной тормозной кран управления стояночной и запасной тормозными системами:
а — конструкция; б — схема работы при отсутствии торможения; в — схема работы при торможении;
1 — пружина выпускного клапана; 2 — уравновешивающая пружина; 3 и 5 — пружины штока; 4 — кулачок; 6 — направляющий колпачок; 7 — шток; 8 — фиксатор рукоятки; 9 — седло; 10 — выпускной клапан; 11 — поршень; 12 — вывод к воздушному баллону; 13 — вывод в окружающую среду; 14 — вывод к энергоаккумуляторам; А и Б — полости

Для приведения в действие запасной тормозной системы необходимо повернуть рукоятку крана. Вместе с рукояткой направляющий колпачок поворачивается и скользит по винтовой поверхности кулачков, вследствие чего колпачок поднимается и поднимает шток. Нижний торец штока отходит от выпускного клапана, который под действием своей пружины поднимается, прижимается изнутри ко дну поршня и, закрывая его отверстие, разобщает вывод к ресиверу с выводом к энергоаккумуляторам. Так как шток, поднимаясь еще выше, открывает внутреннее отверстие выпускного клапана, то надпоршневая полость, а следовательно, и вывод к энергоаккумуляторам, сообщается с выводом в окружающую среду. При этом ускорительный клапан соединяет полости пружинных энергоаккумуляторов с окружающей средой, и последние с помощью своих пружин производят торможение задних колес.

Для включения стояночной тормозной системы рукоятку поворачивают до отказа и в таком положении ее фиксируют стопорной защелкой. При этом весь воздух через вывод к энергоаккумуляторам выходит в окружающую среду, пружины энергоаккумуляторов срабатывают, полностью затормаживая колеса задней тележки.

При частичном повороте рукоятки крана сжатый воздух из полостей энергоаккумуляторов, из управляющей магистрали ускорительного клапана и вывода к энергоаккумуляторам через вывод выходит в окружающую среду до тех пор, пока усилие от давления в подпоршневой полости не превысит суммарное усилие уравновешивающей пружины и давление на поршень в надпоршневой полости. После этого поршень вместе с выпускным клапаном поднимется вверх до соприкосновения выпускного клапана со штоком, отверстие внутри клапана закроется и выпуск воздуха прекратится. Таким образом, осуществляется следящее действие. При включении тормозного механизма стояночной тормозной системы следящее действие отсутствует вследствие того, что выпускной клапан не сможет переместиться до штока, так как раньше поршень упирался в стакан пружины штока.

На рис. 168 показан клапан ограничения давления.

Клапан ограничения давления

Рис. 168.
Клапан ограничения давления:
1 — уравновешивающая пружина; 2 — большой поршень; 3 — ступенчатый поршень; 4 — впускной клапан; 5 — стержень клапанов; 6 —выпускной клапан; 7 — вывод в окружающую среду; 8 — вывод к тормозным камерам передних колес; 9 — вывод к тормозному крану

Кнопочный тормозной кран (рис. 169) служит для управления вспомогательной тормозной системой. Отдельный кран такой же конструкции служит для управления контуром аварийного растормаживания стояночной тормозной системы.

Кнопочный пневматический кран и пневмоцилиндры вспомогательной тормозной системы

Рис. 169.
Кнопочный пневматический кран и пневмоцилиндры вспомогательной тормозной системы:
а — кнопочный кран; б — пневмоцилиндр привода заслонки в выпускном коллекторе; в — пневмоцилиндр привода рычага регулятора топливного насоса;
1 — толкатель; 2 —-пружина толкателя; 3 — вывод к пневмоцилиндрам; 4 — впускной клапан; 5 — вывод к воздушному баллону; 6 — вывод в окружающую среду; 7 — корпус цилиндра; 8 — поршень; 9 и 11 — возвратные пружины; 10 — шток; 12 — манжета; а — выпускной канал;
А — полость

При нажатии на кнопку толкателя впускной клапан открывается, а выпускной канал в толкателе закрывается, и сжатый воздух через вывод к ресиверу и полость поступает к выводу пневмоцилиндров. При отпускании кнопки толкатель под действием своей пружины возвращается в свое исходное положение, впускной клапан закрывается, выпускной канал открывается и воздух из пневмоцилиндров выходит в окружающую среду.

Клапан управления тормозными механизмами прицепа. Тормозной привод прицепа может быть двухпроводным или однопроводным.

Двухпроводный привод включает в себя клапан управления тормозными механизмами прицепа (рис. 170) с двухпроводным приводом, защитный одинарный клапан, два разобщительных крана и две соединительные головки типа «Палм».

Клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом

Рис. 170.
Клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом:
а — конструкция; б — схема работы при отсутствии торможения; в — схема работы при торможении рабочей тормозной системой; г — схема работы при торможении запасной или стояночной тормозными системами;
1 — вывод к нижней секции двухсекционного тормозного крана; 2 — вывод к крану управления стояночной и запасной тормозными системами; 3 и 11 — пружины; 4 — разгрузочное отверстие; 5 — впускной клапан; 6 — вывод к верхней секции двухсекционного тормозного крана; 7 — двухсекционный поршень; 8 — регулировочный винт; 9 — уравновешивающая пружина; 10 — следящий поршень; 12 — выпускной клапан; 13 — вывод в тормозную магистраль прицепа; 14 — поршень; 15 — вывод к воздушному баллону; 16 — мембрана; 17 — шток; 18 — вывод в окружающую среду

Клапан управления служит для управления тормозными механизмами прицепа при действии одновременно или порознь трех независимых контуров: привода тормозных механизмов рабочей тормозной системы передних колес, привода тормозных механизмов рабочей тормозной системы задней тележки, а также привода тормозных механизмов стояночной и запасной тормозных систем. При работе первых двух контуров в клапан подается сигнал прямого действия (т. е. повышенное давление воздуха), при работе третьего контура подается сигнал обратного действия (т. е. сниженное давление при выпуске воздуха краном управления стояночной и запасной тормозными системами). Во всех случаях клапан управления направляет сжатый воздух из ресивера в тормозные камеры колес прицепа при торможении и выпускает из них воздух в окружающуй среду при расторма-живании.

Клапан управления состоит из трех частей. В верхней секции клапана помещаются двухсекционный поршень с пружиной, следящий поршень с пружиной и регулировочным винтом. Нижняя часть поршня образует выпускной клапан. В средней секции находится поршень с пружиной, впускной клапан с разгрузочным отверстием внутри и шток, закрепленный в мембране.

В расторможенном состоянии к выводам верхней и нижней секций из двухсекционного тормозного крана воздух не подается. К выводу крана управления тормозным механизмам стояночной тормозной системы подается сжатый воздух, который действует сверху на мембрану. Одновременно снизу на поршень действует сжатый воздух, поступающий через вывод из ресивера. Вследствие того что площадь мембраны больше площади поршня, мембрана вместе со штоком находится в нижнем положении. Двухсекционный и следящий поршни под действием пружины находятся в верхнем положении. Выпускной клапан отходит от впускного клапана, который под действием своей пружины остается закрытым. Полость над поршнем, а следовательно, и вывод в тормозную магистраль прицепа и магистраль управления тормозными механизмами прицепа через открывшееся разгрузочное отверстие соединяется с выводом в окружающую среду.

В случае торможения рабочей тормозной системой (двумя контурами) сжатый воздух от нижней и верхней секций тормозного крана подводится к их выводам клапана управления. Выпускной клапан прижимается к впускному и, закрывая его внутреннее отверстие, разобщает вывод тормозной магистрали прицепа с окружающей средой, а при дальнейшем движении, преодолевая сопротивление пружины, отрывает впускной клапан от поршня. Сжатый воздух из ресивера поступает через открывшийся впускной клапан в тормозную магистраль и далее в линию управления тормозными механизмами прицепа. Сжатый воздух будет поступать до тех пор, пока не наступит равновесие; в верхней секции — между давлением воздуха на следящий поршень снизу и давлениями воздуха и уравновешивающей пружины на этот поршень сверху; в средней и нижней секциях — между давлением сжатого воздуха на поршень сверху и давлением воздуха, действующим на мембрану, снизу. Таким образом, осуществляется следящее действие.

При работе двухсекционного тормозного крана в случае растормаживания сжатый воздух из выводов верхней и нижней секций тормозного крана выходит в окружающую среду. Шток с поршнем занимают под действием сжатого воздуха в полости над мембраной нижнее положение. Двухсекционный поршень и следящий поршень под действием конусной пружины и сжатого воздуха занимают верхнее положение. Выпускной клапан отходит от впускного клапана, и вывод в тормозную магистраль прицепа через разгрузочное отверстие сообщается с окружающей средой.

Если сжатый воздух подводится отдельно к выводу от нижней секции двухсекционного тормозного крана, то происходит перемещение штока с поршнем вверх. При этом вначале впускной клапан подходит к выпускному и разгрузочное отверстие закрывается. Тормозная магистраль прицепа разобщается с окружающей средой, открывается впускной клапан и сжатый воздух поступает в тормозную магистраль прицепа.

При подводе сжатого воздуха от верхней секции тормозного крана двухсекционный и следящий поршни начнут перемещаться вниз, обусловливая аналогичное взаимодействие впускного и выпускного клапанов.

В случае торможения с помощью стояночной или запасной тормозных систем автомобиля сжатый воздух из вывода под действием сигнала ручного крана управления стояночной и запасной тормозных систем выходит в окружающую среду. Давление воздуха над мембраной падает, и под действием сжатого воздуха, постоянно поступающего из вывода к ресиверу и действующего на поршень снизу, поршень со штоком поднимается вверх. При этом впускной клапан закрывает разгрузочное отверстие, прижимаясь к выпускному клапану, и вывод к тормозной магистрали прицепа закрывается от окружающей среды. Затем впускной клапан отрывается от поршня, и сжатый воздух через вывод к ресиверу поступает в вывод тормозной магистрали прицепа. Давление в магистрали прицепа увеличивается до тех пор, пока не наступит равновесие между усилиями, действующими на поршень снизу и сверху.

Однопроводный привод включает в себя клапан управления тормозными механизмами прицепа, разобщительный кран и соединительную головку типа А. Клапан управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом обеспечивает одну соединительную магистраль, служащую как для питания линии прицепа воздухом, так и для управления процессом торможения. Соединительная магистраль подходит к воздухораспределителю пневмопривода прицепа, который при повышении давления в соединительной магистрали направляет воздух в ресивер прицепа, а при пониженном давлении подводит сжатый воздух из ресивера прицепа в тормозные камеры колес с интенсивностью, зависящей от падения давления в клапане управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом (при палении давления до атмосферного происходит полное торможение).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru