Профессия
автомеханик

       

Техническое обслуживание кузова

Внешний уход за автомобилем заключается в уборке, мойке, обсушке теплым воздухом или протирке кузова. Повседневное содержание автомобиля в чистоте является необходимым условием сохранности автомобиля и его окраски и уменьшения окисления металлических поверхностей. Содержание автомобиля в чистоте особенно важно в период технического обслуживания или ремонта, так как только при этом условии можно провести надлежащий осмотр и смазку, выявить имеющиеся неисправности. Внутренние полости кузова раз в 2 года следует покрывать противокоррозионным материалом «Мовиль», которым также заполняют сварные швы и узкие щели, пораженные коррозией.

Для того, чтобы выполнить обработку, необходимо установить автомобиль на подъемник, вскрыть отверстия, закрытые пробками, снять детали и обивку, мешающие доступу в скрытые полости, промыть полости теплой водой через технологические и дренажные отверстия, пока не начнет вытекать чистая вода, а затем полости продуть сжатым воздухом и просушить.

Основными неисправностями кузова являются механические повреждения, такие как вмятины, трещины, пробоины и повреждения в результате коррозии (разрушение противокоррозионного покрытия, лакокрасочные повреждения).

Механические повреждения происходят при дорожно-транспортных происшествиях или при езде на повышенных скоростях по неровным дорогам. Повреждения, полученные в результате столкновений, делят на несколько категорий. К первой относят незначительные повреждения — вмятины на крыле, небольшие повреждения, полученные при лобовом или заднем ударе во время движения с небольшой скоростью и т.д.

Повреждения средней тяжести, при которых значительная часть деталей требует либо ремонта, либо замены, относят ко второй категории. При третьей группе повреждений необходимо менять почти все.

Коррозионные повреждения происходят из-за самопроизвольного разрушения металлов в результате химического или электромеханического взаимодействия с внешней средой, вследствие чего они переходят в окисленное состояние и их физико-механические свойства изменяются. Химическая коррозия происходит в результате окисления металлов под воздействием кислорода воздуха, серных соединений и солей. При электрохимической коррозии два различных металла образуют в соединении гальванический элемент. Такая коррозия может возникнуть и в случае, когда нет контакта различных металлов друг с другом. Сталь, из которой сделан кузов, коррозирует с водой и кислородом. На поверхности кузова имеются участки с различными электродными потенциалами, что связано с локальными отклонениями химического состава металла, приводящими к образованию гальванических элементов. При наличии в окружающей среде загрязняющих веществ, кислот и солей скорость протекания процесса электрохимической коррозии возрастает.

Противокоррозионная защита кузова

Одним из самых надежных средств борьбы с коррозией является покрытие кузова антикоррозионными материалами при появлении ржавчины, отслоении или разрушении старого покрытия. Обработку обычно производят на подъемнике или эстакаде при снятых колесах. Для обработки днища необходимо вымыть автомобиль слабой струей воды из шланга, стараясь, чтобы вода не попала внутрь кузова. После мойки удаляют оставшуюся грязь и влагу из скрытых полостей и просушивают автомобиль. Барабаны и диски тормозов закрывают защитными кожухами, а карданную передачу, глушитель, тросы, шланги и прочие не подлежащие обработке мастикой места — плотной бумагой и клейкой лентой.

Применяя абразивные шкурки различной зернистости или моечный состав, который наносят волосяной щеткой, снимают налет ржавчины. Обработанную поверхность затем обезжиривают растворителем. Качество обезжиривания проверяют бумагой, которую прикладывают к поверхности. Если на бумаге появятся следы жира, поверхность дополнительно обрабатывают растворителем.

Чтобы снять ржавчину окончательно применяют специальный грунт (ГФ-020, ГФ-073, пентафленовую эмаль ПФ—15, свинцовый сурик) или очиститель ржавчины «Омега». Грунт наносят кистью. После высыхания грунтовки на обрабатываемую поверхность наносят противошумную битумную мастику слоем 1—1,5 мм. Мастику наносят вручную шпателем, кистью или рукой в перчатке. С окрашенной поверхности мастику можно удалить бензином.

Материалы для технического обслуживания и ремонта автомобилей

Для технического обслуживания и ремонта автомобилей применяют множество различных специальных составов. Основу их составляют герметики, анаэробные герметики, герметики для резьбы и труб, противозадирные составы, анаэробные составы, препятствующие самоотвинчиванию крепежей, металлоэпоксидные композиции, проникающие жидкости, каменеющие пластики и некоторые другие материалы.

В доступных воздуху канавках, пазах и щелях автомобиля применяют герметики типа КТУ, которые изготовляют на силиконовой основе. Затвердевают они при комнатной основе, используя влагу воздуха. Эти герметики часто применяют наряду с прокладками, рассчитанными на работу при низких и средних температурах. Они герметизируют, обеспечивают водонепроницаемость, заполняют неровности поверхности, оставаясь пластичными, не дают усадки, легко удаляются. Анаэробные герметики, являясь жидкими прокладками, сохраняют пластичность, не поддаются действию растворителей и заполняют поверхностные дефекты. Анаэробные составы применяют вместо прокладок. Они сами становятся прокладками, затвердевая только в отсутствие воздуха после сборки деталей, уплотняя их соединения в глухих и плотных местах.

Герметики для резьбы и труб на основе тефлона используют для герметизации гидравлических и пневматических соединений и вакуумных трубок. Поставляют их в аэрозольной упаковке в виде жидкости, предназначенной для нанесения на поверхность подобно краске, или в виде ленты, которую наматывают в нужном месте.

Возникновение задиров, истирание, схватывание, коррозию в крепежных деталях предотвращают противозадирные составы. Противозадирные высокотемпературные составы изготавливают с включением меди и графитных смазок. Используют их для смазки шпилек выпускного коллектора и крепежа системы выпуска отработавших газов.

Для предотвращения действия вибрации на крепежные детали используют анаэробные составы, которые затвердевают только после установки детали при отсутствии воздуха. Составы, обладающие средней прочностью, применяют для небольших гаек, винтов и болтов, которые впоследствии нужно извлекать. Для крепежа среднего и крупного размера, который не требует регулярного извлечения, применяют высокопрочные составы. Металлоэпоксидные композиции применяют для компенсации дефектов деталей или скрепления. К металлоэпоксидным композициям относят металлопластики (герметики), клеи и пасты с содержанием металла. При помощи этих композиций герметизируют трещины чугунных и алюминиевых блоков и их головок, радиаторов. Ими можно ремонтировать сорванную резьбу, склеивать железо, сталь, чугун, латунь, бронзу, медь, алюминий.

Для холодной пайки и сварки применяют каменеющие пластики. Наносят их в виде шпатлевки, а через два часа они становятся тверже латуни. Применяют каменеющие пластики для заделывания трещин трубопроводных соединений, радиаторов.

Сварочные карандаши типа «Оксал» содержат металлотермическую смесь с флюсами и присадками. Применяют их для сварки тонкостенных металлических конструкций, например глушителей. При поджигании фитиля сварочные карандаши горят с температурой 2800°С. Для защиты резины, нейлона, винила, пластика применяют силиконовые смазки.

Для устранения заеданий в деталях, проникновения в резьбовые соединения, разъединения ржавых шарниров, болтов, муфт, гаек используют проникающие жидкости. Они ослабляют слипание примерзлых или проржавевших деталей и предотвращают их дальнейшее смерзание и ржавление.

Техническое обслуживание и контроль измерительных приборов автомобиля

Дефекты указателя уровня топлива. Прибор состоит из датчика, расположенного в топливном баке и приемника, который находится в панели приборов. При неисправностях указателя уровня топлива стрелка указателя уровня топлива при включенном зажигании и работающем двигателе остается неподвижной. Возможными причинами неполадок могут быть перегорание предохранителя, повреждение соединительных проводов или окисление их наконечников, неисправности приемника указателя или датчика. Если необходимо, указатель и датчик заменяют.

Если при полной заправке топливного бака стрелка указателя уровня топлива возвращается к нулю, то, возможно, неправильно встал ограничитель хода поплавка, токосъемник выходит за пределы обмотки резистора. Чтобы устранить дефект, нужно подогнуть ограничитель хода поплавка вниз на 1—2 мм.

Если стрелка указателя уровня топлива дергается и часто падает к нулю, необходимо проверить и подогнать токосъемник. Возможно, токосъемник слабо касается резистора датчика либо произошел обрыв обмотки резистора. Неисправный датчик заменяют.

Замена датчика топливного бака. Для замены датчика топливного бака необходимо снять защитный кожух проводов, топливопровода и воздушной трубки, предварительно отвернув болт с шайбой. Далее следует отсоединить два провода указателей уровня топлива и резерва, провод «массы» и снять топливопровод, воздушную трубку, отвернуть гайки крепления и вынуть датчик.

Дефекты спидометра. Если стрелка спидометра не перемещается при движении автомобиля, в первую очередь следует проверить и подтянуть гайки крепления наконечников гибкого вала на спидометре и на его приводе. Если после этих операций спидометр по-прежнему не работает, то, возможно, произошел обрыв гибкого зала привода спидометра или повреждение его механизма на комбинации приборов. Для устранения дефектов нужно заменить поврежденный гибкий вал спидометра. При замене гибкого вала на его оболочку следует нанести консистентную смазку на отрезок длиной 5 см до и после уплотнителя, который должен быть на расстоянии 35 см от верхнего конца вала.

После смазывания оболочки гибкого вала спидометра нужно несколько раз продернуть вал в уплотнителе, чтобы растереть смазку и обеспечить образование петли вала над панелью приборов при установке комбинации приборов на место.

В случае, если гибкий вал привода спидометра стучит при движении, то возможными причинами могут быть вмятины и крутые изгибы под панелью приборов. Радиусы изгибов оболочки вала в смонтированном состоянии должны быть не менее 10 см. Необходимо проверить указатель скорости и сравнить его с эталонным прибором.

Дефекты указателя температуры охлаждающей жидкости. Этот прибор состоит из полупроводникового датчика, изменяющего свое сопротивление в зависимости от температуры омывающей его жидкости, установленного в головке блока цилиндров двигателя, и приемника, находящегося в щитке приборов.

Если стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости постоянно находится на нуле, то причинами отказа в работе может быть повреждение датчика или приемника, обрыв проводов, окисление их наконечников, ослабление гаек крепления указателя. Для устранения причин неисправностей следует подтянуть гайки крепления указателя, проверить электрические соединения, исправность приемника и датчика, исправность проводки, целостность предохранителя.

Проверку указателя температуры охлаждающей жидкости нужно начать с датчика. Для проверки необходимо включить зажигание (стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы), отсоединить провод от датчика и соединить наконечник провода с «массой» двигателя. Если стрелка указателя отклонится, значит, датчик неисправен и подлежит замене. В случае, если стрелка не отклоняется, необходимо вынуть комбинацию из панели приборов, снять правую колодку приборов, включить зажигание и соединить с «массой» штекер комбинации приборов, к которому подходит провод от датчика.

Если стрелка отклонилась, можно предположить, что приборы исправны, но в проводе, соединяющем датчик с комбинацией приборов, произошел обрыв. Провод нужно проверить и восстановить соединение. Если и в этом случае стрелка не отклонилась, указатель температуры охлаждающей жидкости заменяют.

Если стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости постоянно находится в конце красной зоны, необходимо при включенном зажигании отсоединить провод от датчика и посмотреть на стрелку прибора. Если датчик поврежден, стрелка должна вернуться к нулю; если стрелка остается в красной зоне, то или провод замыкает на «массу», или поврежден указатель. В этих случаях необходимо устранить замыкание провода на «массу» либо заменить неисправный указатель.

Неисправность контрольной лампы давления масла. Контрольная лампа давления масла горит постоянно или гаснет при большой частоте вращения коленчатого вала. Давление масла в системе смазки контролируется либо по контрольной лампе, либо по указателю давления масла, который состоит из приемника на панели приборов и датчика, установленного в системе смазки двигателя. Датчик смыкает и размыкает электрическую цепь контрольной лампы.

Возможными причинами постоянного горения контрольной лампы могут быть неисправность датчика или пониженное давление в системе смазки. Для проверки исправности датчика его необходимо вынуть и прокрутить стартером коленчатый вал. Если из отверстия выходит сильная струя масла, то неисправен датчик. Если струи масла нет, то неисправна система смазки двигателя. Неисправный датчик нужно заменить, а новый датчик вручную завертывать до тех пор, пока он свободно перемещается по резьбе, затем гаечным ключом закрепляют его по резьбе окончательно. При необходимости, проверяют систему смазки.

Если при включенном зажигании контрольная лампа давления масла не горит, причинами могут быть перегорание лампы, неисправность датчика, обрыв в проводах или окисление их наконечников. Поврежденный датчик или перегоревшую лампу заменяют, определяют место слабого крепления или обрыва проводов, закрепляют их или припаивают. Наконечники проводов при необходимости зачищают.

Дефекты контрольных ламп панели приборов. При неисправности контрольной лампы резерва топлива, подключенной к датчику указателя уровня топлива, необходимо проверить, нет ли замыкания гибкой шины с трубкой забора топлива или замыкания провода датчика на «массу». Обнаруженные неисправности необходимо устранить.

Если при включении стояночного тормоза его контрольная лампа постоянно горит, а не мигает, как у исправного стояночного тормоза, то причиной неисправности может быть обрыв в обмотке реле-прерывателя. Реле-прерыватель устанавливается на панели приборов сзади. В случае неисправности его заменяют.

В случае если на панели контрольных приборов не работают контрольные лампы или одна лампа, возможными причинами неисправности могут быть перегорание лампы, отказ в работе датчика прибора, обрыв провода или окисление наконечников проводов, а также слабый прижим контактов патрона лампы к печатной плате.

Чтобы устранить дефекты, необходимо зачистить или заменить наконечники проводов, подогнуть или заменить контакты патрона, в случае необходимости заменить прибор.

Дефекты вентиляции. Вентиляцию салона могут нарушить неисправности электродвигателя вентилятора, нарушение или обрыв контакта электропроводки, соединяющей электродвигатель вентилятора с переключателем управления на панели, блок плавких предохранителей и сопротивление, повреждение плавкого предохранителя, отсутствие надежного соединения электродвигателя на «массу». При механических повреждениях приборы и детали вентиляции, как правило, заменяют.

Неисправности отопления салона. Частой неисправностью отопителя является отказ в работе привода крана отопителя и самого крана. В этом случае необходимо проверить состояние привода, закрепить оболочку тяги, заменить кран или тягу.

Если не работает электродвигатель вентилятора отопителя, необходимо с помощью контрольной лампы убедиться в целостности предохранителя в монтажном блоке, проверить состояние переключателя отопителя. Если напряжение не подается на его выходные клеммы, значит, окислились наконечники или повреждены провода. Наконечники нужно зачистить, поврежденные провода или переключатель — заменить.

При зачистке коллектора электродвигателя вентилятора отопления необходимо снять защитный колпак, затем, отвернув винты крепления, снять крышку со щеткодержателем. От грязи и масла коллектор очищают мелкозернистой наждачной шкуркой,, а затем протирают тряпочкой с вазелином. Изношенный или обгоревший коллектор обычно заменяют.

Техническое обслуживание и ремонт очистителя ветрового стекла. Для снятия очистителя ветрового стекла необходимо снять щетки с рычагами, открыть капот, отсоединить провода от аккумулятора, моторедуктора очистителя и вентилятора отопителя; снять крышку монтажного блока, вынуть реле, снять вентилятор отопителя; отвернуть гайки осей рычагов и снять шайбы с прокладками; отвернуть болт крепления кронштейна привода моторедуктора (электродвигателя, соединенного в одном корпусе в редуктором) и снять очиститель. Установка производится с обратной последовательности. Снятие моторедуктора и отсоединение тяг выполняют на верстаке.

Если необходимо заменить рычаги щетки, нужно снять колпачки их гаек отверткой, затем отвернуть гайки и снять рычаг. При установке рычаг надевают таким образом, чтобы он встал на прежнее место. Чтобы заменить резинку, снимают щетку, с обратной стороны резинки плоскогубцами снимают обе стальные планки, боком вынимают планки из верхних зажимов и достают из остальных зажимов резинки вместе с планками. При установке обе планки и резинку опять запрессовывают плоскогубцами в верхнюю скобу так, чтобы выступы скобы с обеих сторон входили в выемки резинки.

В случае если щетка в одну сторону работает хорошо, а в другую проскакивает, причиной может быть либо согнутый рычаг, в котором резинка расположена косо по отношению к поверхности стекла, либо односторонняя деформация резинки, когда она гнется только в одну сторону. Для устранения неисправности нужно провернуть рычаг, пока не будет достигнуто перпендикулярное положение резинки по отношению к поверхности стекла, или поставить новую щетку. Если щетки очистителя не перемещаются, и если исправен предохранитель, то вероятными причинами дефекта могут быть окисление наконечников проводов, обрыв электрической цепи питания электродвигателя, зависание щеток электродвигателя, замасливание или загрязнение коллектора якоря. Для устранения причин неисправностей необходимо осмотреть электрическую цепь питания электродвигателя, проверить надежность штекерных соединений, состояние проводов; устранить обрыв, зачистить наконечники проводов, заменить поврежденные провода. Заменяют и поврежденный переключатель очистителя.

Для проверки исправности электродвигателя и коллектора необходимо предварительно снять с автомобиля стеклоочиститель. Электродвигатель разбирают, удаляют угольную пыль, продувают его внутренние полости сжатым воздухом и проверяют состояние коллектора и щеток. В щеткодержателях щетки должны перемещаться свободно, без заеданий, пружины должны быть целыми и хорошо прижимать щетки к коллектору. Чтобы не поломать щетки и не повредить их кромки, нужно быть осторожным при сборке и отвести щетки от коллектора. При установке якоря в корпус не ударяйте им о полюса.

После сборки для центровки подшипников нужно постучать деревянным или резиновым молотком по корпусу электродвигателя.

Если электродвигатель очистителя работает, а щетки не движутся, то возможной причиной неисправности может стать слабое крепление кривошипа на оси шестерни редуктора или поломка зубьев шестерни редуктора. Для устранения неисправности поврежденную шестерню заменяют, проверяют и подтягивают гайку крепления кривошипа. Если щетки не движутся, а предохранитель при включении очистителя перегорает, причиной может быть деформация рычагов очистителя. Они могут задевать за детали кузова и создавать сильное сопротивление.

Причинами неисправности также могут быть попадание в механизм очистителя постороннего предмета, примерзание щеток к стеклу, короткое замыкание в обмотке якоря. Для устранения неисправностей снимают и выправляют рычаги, очиститель заменяют, примерзшие щетки отделяют от стекла, а чтобы они не примерзали в дальнейшем, на кончики рычагов надевают небольшие резиновые трубочки, из механизма очистителя извлекают посторонний предмет. При коротком замыкании в обмотке якоря заменяют якорь или электродвигатель.

Если в прерывистом режиме работы щетки не движутся, причиной тому, как правило, бывает реле прерывистого режима работы щеток, которое крепится к кузову под панелью приборов с левой стороны. Переключатель или поврежденное реле очистителя заменяют. Если в прерывистом режиме работы электродвигатель не останавливается, возможно, произошел обрыв, перегорела обмотка или запеклись контакты прерывателя реле. Контакты реле зачищают, реле заменяют.

Если в прерывистом режиме работы щетки не останавливаются, возможными причинами могут быть загрязнение контактов концевого выключателя в моторедукторе (электродвигателе, соединенном в одном корпусе с редуктором), повреждение реле очистителя, неразмыкание контактов кулачком шестерни редуктора. Чтобы устранить дефекты, нужно проверить и при необходимости зачистить контакты концевого выключателя, проверить, размыкает ли контакты кулачок шестерни редуктора: если контакты не размыкаются, надо подогнуть пружинную пластину или стойки с контактами выключателя. Если после этого ремонта щетки все равно не останавливаются, причину дефекта нужно искать в реле очистителя.

Чтобы не растянулись пружины, при работе со щетками и рычагами не следует поднимать рычаги на максимально допустимые углы.

После выключения щетки должны останавливаться в нижнем положении. При работе они не должны касаться уплотнителя. Если щетки останавливаются высоко, нужно изменить установку рычагов, переставив их на зубчатой втулке.

Контроль исправности щеток. Чтобы проверить исправность щеток, нужно залить ветровое стекло водой. На малой скорости щетки должны очистить его не более, чем за 3 двойных хода.

Дефекты водяного насоса омывателя чаще всего вызваны коррозией металлической оси. Если автомобиль долгое время не используется, она прикипает к металлокерамическим втулкам. В этом случае необходимо разобрать насос и смазать втулки. При сборке нужно быть осторожным, стараясь не перетянуть винты корпуса, чтобы не зажать ось ротора. Подключив водяной насос к электросети, нужно проверить, вращается ли вал.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru