Аудиторская деятельность

       

13.1. Документы, представляемые клиентом для начала аудиторской проверки

До написания письма-обязательства и заключения договора на аудиторскую проверку аудиторы осуществляют предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента. В табл. 13.1 представлены примерные направления работ в этой области.

Таблица 13.1. Предварительная экспертиза состояния дел экономического субъекта



После заключения договора на аудиторскую проверку и перед началом ее проведения крупные аудиторские компании, использующие «конвейерный подход» к аудиторской проверке, передают клиенту перечень документов (их копий), которые в обязательном порядке должны быть представлены аудиторам. Этот перечень может быть различным, но, как правило, включает следующие основные группы документов:

1. Общая информация

  • Копия бухгалтерской отчетности за отчетный год;
  • Главная книга по состоянию на 31 декабря;
  • копии всех договоров о выдаче займов;
  • копии всех протоколов собраний правления компании;
  • список всех юридических консультантов и их гонораров с описанием видов выполненных работ (составляется отдельно для каждого консультанта);
  • копии всех важнейших и крупных договоров с указанием условий и сроков их выполнения;
  • копии уставных документов компании (устав), а также документы о регистрации компании в итоговых органах и лицензии;
  • копия приказа об учетной политике.

2. Финансовые результаты

  • Ежемесячные данные о выручке от реализации продукции (работ, услуг), о выручке от прочей реализации, внереализационных результатах;
  • письменные разъяснения о существенных изменениях в движении средств за какой-либо месяц;
  • ежемесячные данные о расходах и затратах на реализацию продукции (работ, услуг), прочей реализации и внереализационных результатах;
  • письменные разъяснения в случае существенных изменений в движении средств за отдельные месяцы;
  • документы, подтверждающие происхождение прочих доходов;
  • плановые калькуляции себестоимости единицы продукции;
  • документы, подтверждающие убытки и финансовые санкции, списание убытков.

3. Нематериальные активы

    Список всех нематериальных активов с указанием следующих сведений:
    • наименование и описание активов;
    • дата приобретения;
    • норма амортизации;
    • первоначальная стоимость.

4. Материальные активы

    Список всех материальных активов с указанием следующих сведений:
    • наименование и описание активов;
    • дата приобретения;
    • первоначальная стоимость;
    • норма амортизации.
    Необходимо также представить копии сертификатов владения всеми долгосрочными финансовыми вложениями.

5. Расходы будущих периодов

    Подробный список всех расходов будущих периодов, общие суммы которых соответствуют указанным в балансе по состоянию на 31 декабря, с указанием следующих сведений:
    • наименование и описание расходов будущих периодов;
    • дата платежа;
    • сумма платежа.

6. Товарно-материальные запасы

    Список всех товарно-материальных запасов, общие суммы которых соответствуют указанным в балансе по состоянию на 31 декабря, с указанием следующих сведений:
    • наименование и описание активов;
    • продажная цена;
    • себестоимость.

7. Дебиторская задолженность

    Список всех дебиторских задолженностей на 31 декабря, общие суммы которых соответствуют указанным в балансе, с указанием следующих сведений:
    • название клиента;
    • сумма дебиторской задолженности;
    • оценка суммы, которую компания может не получить;
    • пересчет дебиторской задолженности по следующим категориям:
    • текущая, один месяц, от одного до двух месяцев, более шести месяцев.

8. Денежные средства в банке и наличные денежные средства

    Копии банковских выписок по всем остаткам на счетах на 31 декабря; банковские документы, подтверждающие средства в пути на 31 декабря, включая иностранную валюту.

9. Налоги

    Схемы всех видов налогов необходимо показать нарастающим итогом:
    • начало: остаток на 31 декабря (должен соответствовать указанному в балансе на 31 декабря)
    • плюс: начисленные налоги за год (необходимо представить разъяснения расчета налогов)
    • минус: платежи налогов (необходимо представить копии переводов средств или подтверждение их получения из налоговых органов).
    • Итого: остаток на 31 декабря (должен соответствовать указанному в балансе на 31 декабря).

10. Намерения и непредвиденные расходы

    Обзор всех намерений и непредвиденных расходов (расходы на юридические услуги, намерения по приобретению активов, открытие кредитных линий и аккредитивов).

11. Акционерный капитал (уставный капитал) и резервы

    Подтверждающие документы по увеличению и использованию всех фондов и резервов.

12. Прибыль и использование прибыли

Рейтинг@Mail.ru