Подготовка к ГИА по русскому языку
краткий курс + тесты

Выразительные средства русской фонетики

«Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли», — отмечал В. Короленко. Фонетическая система русского языка необычайно гибкая и выразительная, ее изобразительные средства помогают полно и ярко раскрыть замысел автора.

Одним из художественных приемов, делающих текст образным и выразительным, является звукопись, она достигается:

  • подбором слов близкого звучания;
  • повторением одного и того же звука или сочетания звуков;
  • употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Повторение одинаковых или сходных согласных звуков называется аллитерацией (от латинского а1 — «к, при, со»; littera — «буква»).

      Семь холмов — как семь колоколов,
      На семи колоколах — колокольни.
      Всем счетом: сорок сороков, —
      Колокольное семихолмие!

(М. Цветаева )

Во всем четверостишии ритмично повторяются «л», «м», «н», напоминая звук колоколов, таким образом, возникает звуковой образ.

Повторение одинаковых гласных звуков называется ассонансом (от французского assonanse — созвучие):

      Товарищ, верь: взойдет она,
      Звезда пленительного счастья,
      Россия вспрянет ото сна.
      И на обломках самовластья
      Напишут наши имена.

(А. Пушкин )

В данной строфе повторяются как согласные «л», «м», «н», так и гласные «о», «а», олицетворяющие волю, свободу.

Смысл стихотворения зависит не только от значения слов, но и от звукового лада — звучания стихотворения. Звучание слова участвует в создании поэтического образа:

      И эль,
      и ю,
      и бэ,
      и эль, и ю.
      И ель у дюн, и белый день в июнь.

(С. Кирсанов )

Разрозненные буквы образуют вместе взятые слово «люблю», именно это поэт хочет сказать всему окружающему.

Некоторые ученые-лингвисты считают, что каждый звук несет определенную смысловую нагрузку. Так, Л.П. Крысин в книге «Жизнь слова» пишет, что «звуки В, А, Р, О воспринимаются как сильные, в противоположность Ю, П... звук X оценивается как плохой, маленький, хилый, пассивный, а звук А — как большой, активный, хороший... К, Ш, Ж, Ф, Щ кажутся говорящим шероховатыми, а М, Л, Н — гладкими...»

Изобразительным средством фонетики является и повтор звуков или слов в начале смежных строф, этот художественный прием называется анафора (греческое ала — «вновь» и phoros — «несущий»):

      Я изучил их песнь, я понимал их страсти,
      Я сам изнемогал от счастья бытия.

(Н. Заболоцкий )

Звуковые повторы как художественный прием используются и в прозаических произведениях: «... точка, понятие, МНОжится, МНОгим смыслом и веРтит, чеР-тит мне звенья — кипяЩей, горяЩей, летяЩей, сверля-Щей спирали...» (А. Белый)

На эффекте фонетического повтора строятся многие поэтические произведения.

Так, существуют тавтограммы (от греческого tautos — «тот же самый», gramma — «письмо, запись») — стихи, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы:

      Мой милый маг, моя Мария,
      Мечтам мерцающий маяк,
      Мятежны марева морские,
      Мой милый маг, моя Мария,
      Молчаньем манит мутный мрак...

(В. Брюсов)

Среди изобразительных средств фонетики следует отметить и паронимы — слова с различным написанием и сходным звучанием, они зачастую являются основой рифмы: рассвет — расцвет, весело (наречие) — весило (глагол).

Интонация является неотъемлемой частью звучащей речи.

Она придает речи выразительность, делает ее осмысленной. В интонации слито в единое целое смысловое, образное, изобразительное, грамматическое, эмоциональное.

Интонация (от латинского intonare — «громко произносить») — ритмико-мелодическая сторона устной речи, которая служит для выражения смысла высказывания, а также чувств и настроения говорящего.

Основные элементы интонации:

  • логическое ударение;
  • мелодика;
  • темп;
  • ритм речи;
  • тон;
  • тембр голоса.

Логическое ударение — это выделение в речи наиболее важного слова или словосочетания.

В одном и том же высказывании может быть несколько логически ударных слов, одно из которых является сильным другое — слабым:

      Куска лишь хлеба он просил,
      И взор являл живую муку,
      И кто-то камень положил
      В его протянутую руку.

(М. Лермонтов )

Логическое ударение играет важную роль в тексте: оно помогает выделить противопоставляемые понятия: «Полюбил богатый — бедную, полюбил ученый — глупую...» (М. Цветаева); выделить новое понятие: «Вот дом, который построил Джек».

Пауза — обязательный элемент фразы (от латинского pausa — «прекращение»), временная остановка звучания.

Пауза может разделять фразу на отдельные речевые отрезки, называемые тактами. Паузы бывают и на границе фраз (/ — обозначается короткая пауза; // — длинная пауза между фразами).

Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувством).

Паузы могут быть разной длительности. Длительная пауза перерастает в психологическую, усиливающую содержание высказывания.

Среди психологических пауз выделяются:

  • пауза припоминания: А этот/, как его, он турок или грек? (А. Грибоедов);
  • пауза умолчания: Вас гонят... Словно дети малые, дрожат мечта и красота. (3. Гиппиус);
  • пауза напряжения (неожиданная остановка): Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, и все — равно, и все — едино, но если по дороге — куст встает, особенно — рябина... (М. Цветаева).

Говоря о паузе как изобразительном средстве речи, следует отметить такой художественный прием, как парцелляция (от латинского particular — часть, частица) — интонационное расчленение предложения на отдельные слова или слова — на отдельные слоги: «Рас-стояние: версты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, чтобы тихо себя вели по двум разным концам земли» (М. Цветаева).

Мелодика речи — это повышение голоса во время речи

Темп высказывания может быть медленным, умеренным и быстрым; это зависит от цели высказывания, речевой ситуации:

      Довольно грошовых истин,
      Из сердца старое вытри.
      Улицы — наши кисти,
      Площади — наши палитры.

(В. Маяковский)

Лирический герой стихотворения Маяковского деятелен, это бунтарь, не желающий спокойной жизни, — темп речи быстрый.

      Круг от лампы желтой...
      Шорохам внимаю.
      Отчего ушел ты?
      Я не понимаю...

(А. Ахматова )

Лирическая героиня Ахматовой размышляет, раздумывает о случившемся — темп речи медленный.

Тон высказывания тоже является элементом интонации. Он может выражать радость: «Так вот она, гармония природы, так вот они, ночные голоса!» (Н. Заболоцкий); печаль: «Я убит подо Ржевом в безымянном болоте, в пятой роте, на левом, при жестоком налете». (А. Твардовский); одобрение: «Он дышал, как дырявый мешок, вокзал сказал ему: “Хорошо!”» (Н. Тихонов); осуждение: «В лицо перчатку ей он бросил и сказал: “Не требую награды”». (В. Жуковский).

Все элементы интонации не могут существовать изолированно, отдельно друг от друга, они сливаются воедино и помогают предельно точно отразить мысли и чувства автора.

Следует отметить, что все изобразительные фонетические средства не существуют сами по себе, они помогают раскрыть богатство и выразительность русского языка.

Рейтинг@Mail.ru