Подготовка к ГИА по русскому языку
краткий курс + тесты

Адекватное понимание устной и письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

Одним из элементов содержания образования, проверяемых ГИА, является адекватное понимание устной и письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Это задания 2-ой части (А1—А6). Они предусматривают умение выбрать правильный ответ на вопрос, найти верное продолжение ответа на вопрос, охарактеризовать героя по информации, заключенной в данных предложениях; определить предложения, противопоставленные по содержанию одно другому; указать значения слова в данном контексте.

1 вариант

(1) Есть нечто особое в теплых и светлых ночах русских уездных городов в конце лета. (2) Какой мир, какое благополучие! (3) Бродит по ночному веселому городу старик с колотушкой, но только для собственного удовольствия: нечего стеречь. (4) Спите спокойно, добрые люди, вас стережет божье благоволение, это высокое сияющее небо, на которое беззаботно поглядывает старик, бродя по нагретой за день мостовой и только изредка, для забавы, запуская колотушкой плясовую трель. (5) И вот в такую ночь, в тот поздний час, когда в городе не спал только он один, ты ждала меня в вашем уже подсохшем к осени саду. (6) И я тайком проскользнул в него. (7) Тихо отворил калитку, заранее отпертую тобой, тихо и быстро пробежал по двору и за сараем в глубине двора вошел в пестрый сумрак сада, где слабо белело вдали, на скамье под яблонями, твое платье. (8) И, быстро подойдя, с радостным испугом встретил блеск твоих ждущих глаз.

(9) И мы сидели, сидели в каком-то недоумении счастья. (10) Одной рукой я обнимал тебя, слыша биение твоего сердца, а в другой держал твою руку, чувствуя через нее всю тебя.

(11) И было уже так поздно, что даже и колотушки не было слышно: лег где-нибудь на скамье и задремал с трубкой в зубах старик, греясь в месячном свете. (12) Когда я глядел вправо, я видел, как высоко и безгрешно сияет над двором месяц и рыбьим блеском блестит крыша дома. (13) Когда глядел влево, видел заросшую сухими травами дорожку, пропадавшую под другими яблонями, а за ними низко выглядывавшую из-за какого-то другого сада одинокую зеленую звезду, теплившуюся бесстрастно и вместе с тем выжидательно, что-то беззвучно говорившую. (14) Но и двор, и звезду я видел только мельком — одно было в мире: легкий сумрак и лучистое мерцание твоих глаз.

(15) А потом ты провожала меня до калитки, и я сказал: «Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле ».

(16) Я вышел на середину светлой улицы и пошел на свое подворье. (17) Обернувшись, видел, что все еще белеет в калитке.(И. Бунин)

К каждому заданию А1—А6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Что имеет в виду автор, говоря о недоумении счастья?»

  • 1) Герой рассказа не чувствует себя счастливым.
  • 2) Герой рассказа не может поверить в свое счастье.
  • 3) Герой рассказа настолько счастлив, что все окружающее кажется ему нереальным.
  • 4) Герой рассказа разочарован в жизни и не верит, что может обрести счастье.

А2. К какому типу речи относится данный текст?

  • 1) описание;
  • 2) повествование;
  • 3) повествование с элементами описания;
  • 4) описание с элементами повествования.

АЗ. Как характеризует героя информация, заключенная в предложениях 1—15?

  • 1) Герой безответно влюблен.
  • 2) Герой готов любой ценой добиваться любимой.
  • 3) Герой готов служить любимой женщине.
  • 4) Герой бескорыстен в любви, главное для него — счастье любимой женщины.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово сияет (предложение 12)?

  • 1) сверкает отраженным светом;
  • 2) ярко блестит;
  • 3) выражает внешним видом какие-нибудь чувства;
  • 4) светится.

А5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

  • 1) (1) Есть нечто особое в теплых и светлых ночах русских уездных городов в конце лета. (4) Спите спокойно, добрые люди, вас стережет божье благоволение, это высокое сияющее небо, на которое беззаботно поглядывает старик, бродя по нагретой за день мостовой и только изредка, для забавы, запуская колотушкой плясовую трель.
  • 2) (12) Когда я глядел вправо, я видел, как высоко и безгрешно сияет над двором месяц и рыбьим блеском блестит крыша дома. (13) Когда глядел влево, видел заросшую сухими травами дорожку, пропадавшую под другими яблонями, а за ними низко выглядывавшую из-за какого-то другого сада одинокую зеленую звезду, теплившуюся бесстрастно и вместе с тем выжидательно, что-то беззвучно говорившую.
  • 3) (7) Тихо отворил калитку, заранее отпертую тобой, тихо и быстро пробежал по двору и за сараем в глубине двора вошел в пестрый сумрак сада, где слабо белело вдали, на скамье под яблонями, твое платье. (15)А потом ты провожала меня до калитки, и я сказал: «Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле».
  • 4) (16) Я вышел на середину светлой улицы и пошел на свое подворье. (17) Обернувшись, видел, что все еще белеет в калитке.

А6. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  • 1) Герой рассказа восхищается ночной красотой уездного города.
  • 2) Герой рассказа очарован романтической обстановкой, потому что спешит на свидание к любимой.
  • 3) Герою рассказа скучно в маленьком уездном городе.
  • 4) Герой рассказа не боится гулять по ночному уездному городу, потому что там тихо и спокойно.

2 вариант

(1) Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. (2) И душа ее как будто раздвоилась. (3) Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. (4) Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение, и еще против ее желания? (5) И в уме ее слагались слова. (6) Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».

(7) Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. (8) Дерево мягко сотрясалось. (9) Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями. (10) Острее запахли звезды табака... (11) И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала уговаривать.

(12) Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. (13) Ты обо мне помнишь? (14) Помнишь? (15) Ты ведь моя единственная и последняя любовь. (16) Успокойся, и я буду с тобой. (17) Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. (18) Ты обо мне помнишь? (19) Пом^ нишь? (20) Вот я чувствую твои слезы. (21) Успокойся. (22) Мне спать так сладко, сладко, сладко.

(23) Женни Рейтер вышла из комнаты, уже кончив играть, и увидала княгиню Веру, сидящую на скамейке всю в слезах.

(24) — Что с тобой? — спросила пианистка.

(25) Вера, с глазами, блестящими от слез, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза и говорила:

(26) — Нет, нет, — он меня простил теперь. (27) Все хорошо. (А. Куприн )

К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Вера Николаевна плакала, слушая музыку?»

  • 1) Музыка напоминала ей о пережитом горе.
  • 2) Вера Николаевна плакала от радости.
  • 3) Музыка принесла ей успокоение, помогла сбросить груз вины.
  • 4) Музыка напоминала о том, что в ее жизни не будет ничего светлого.

А2. К какому типу речи относится данный текст?

  • 1) описание;
  • 2) повествование;
  • 3) повествование с элементами описания;
  • 4) описание с элементами повествования.

АЗ. Как характеризует героиню информация, заключенная в предложениях 1—6?

  • 1) Вера Николаевна очень любит музыку.
  • 2) Вера Николаевна испытывает чувство одиночества.
  • 3) Вера Николаевна испытывает чувство раздвоения, слушая красивую, но трагическую музыку.
  • 4) Вера Николаевна слушает музыку, чтобы не думать о пережитой драме.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово легкий (предложение 9)?

  • 1) небольшой по весу;
  • 2) малозаметный;
  • 3) подвижный;
  • 4) незначительный.

А5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

  • 1) (1) Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. (2) И душа ее как будто раздвоилась.
  • 2) (11) И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала.. (6) Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».
  • 3) (3) Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. (27) Все хорошо.
  • 4) (9) Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями. (10) Острее запахли звезды табака...

А6. Какое утверждение не соответствует основной мысли текста?

  • 1) Красота спасет мир. (Ф.М. Достоевский)
  • 2) Все будет правильно, на этом построен мир.
  • 3) Музыка — универсальный язык человечества. (Г. Лонгфелло)
  • 4) Настоящая музыка, как и любовь, способна принять на себя чужую боль и смягчить ее. (Э. Хемингуэй)

3 вариант

(1) Хороший актер не обязательно становится хорошим режиссером — это совершенно разные профессии. (2) Помню, с каким трудом я некогда получил право на самостоятельную режиссерскую работу, и сразу начались долгие, мучительные выборы постановочного материала. (3) Затем в череде упорных, серьезных репетиций мы искали характеры и внутренние конфликты героев... (4) Вот ставим сцены, находим их решения, а они сплошь оказываются неверными. (5) Снова ищем, и так без конца, и актеры вроде бы работают с интересом. (6) Собираем сцены в первый акт, во второй. (7) Делаем первый прогон... (8) И ничего не получается! (9) Длинно, скучно, бесцельно. (10) У меня голова кругом. (11) По спине течет холодный пот. (12) А в голове беспрерывно крутится: «А делать-то что?» (13) Снова начинаем перебирать сценки и переходы между ними, что-то сокращаем, видя явные длинноты. (14) Опять собираем все вместе... (15) И опять ничего не получается. (16) Проклятая профессия — театр!

(17) Кажется, все предусмотрел, обо все подумал, а спектакль диктует свои законы. (18) И режиссер бессилен перед этой постановкой, пока эти законы не поймет.

(19) Как я изводился тогда пустым вопрошанием о том, куда же девался весь мой актерский опыт, почему же прошедшие годы труда и душевных затрат не становятся подспорьем в режиссуре. (20) Почему они ничего не стоят перед этой неподдающейся моим усилиям пьесой-загадкой? (21) Тупик. (22) Растерянность. (23) Проклятая профессия — театр! (24) Когда же я отравился этим ядом?

(25) Но вот берешь себя в руки. (26) Все пересматриваешь... (27) Резко и беспощадно сокращаем спектакль, снова прогоняем его. (28) И он, кажется, задышал, но по-своему. (29) Прошел год труда, и от многого, что тяжко найдено, приходится отказываться. (30) Сил и времени потрачено уйма, спектакль вроде бы уже живет, но принимают его далеко не все. (31) В общем-то это нормально и естественно. (32) Главное, что уже сложилось нечто и его можно совершенствовать. (33) И театр вновь становится прекрасным: надеждой, открытиями, стонами отчаяния и слезами радости, когда что-то получается. (М. Ульянов)

К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор текста называет профессию режиссера «проклятой»?»

  • 1) Режиссура — долгое, скучное и бесцельное дело.
  • 2) Профессия режиссер не является престижной.
  • 3) К профессии режиссера негативно относятся окружающие.
  • 4) Режиссерская профессия требует изнурительного труда, полной самоотдачи и зачастую сопровождается разочарованием, неудачами.

А2. К какому типу речи относится данный текст?

  • 1) описание;
  • 2) повествование;
  • 3) размышление с элементами повествования;
  • 4) размышление.

АЗ. Как характеризует автора информация, заключенная в предложениях 1—18?

  • 1) Автор — трудолюбивый, ищущий человек, способный преодолевать возникающие трудности и добиваться поставленной цели.
  • 2) Автор разочарован в своей профессиональной деятельности.
  • 3) Автор — человек творческий, влюбленный в свое дело.
  • 4) Автор ощущает бессилие, невозможность решить возникающие проблемы.

А4. Укажите, в какой из данных пар слов употребляется профессионализм?

  • 1) хороший актер;
  • 2) конфликты героев;
  • 3) делаем прогон;
  • 4) ставим сцены.

А5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

  • 1) (1) Хороший актер не обязательно становится хорошим режиссером — это совершенно разные профессии. (24) Когда же я отравился этим ядом?
  • 2) (23) Проклятая профессия — театр! (33) И театр вновь становится прекрасным: надеждой, открытиями, стонами отчаяния и слезами радости, когда что-то получается.
  • 3) (4) Вот ставим сцены, находим их решения, а они сплошь оказываются неверными. (5) Снова ищем, и так без конца, и актеры вроде бы работают с интересом.
  • 4) (17) Кажется, все предусмотрел, обо все подумал, а спектакль диктует свои законы. (18) И режиссер бессилен перед этой постановкой, пока эти законы не поймет.

А6. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  • 1) Режиссерская работа требует много сил и терпения.
  • 2) Необходимость переделывать спектакль вызывает отвращение к профессии.
  • 3) Не всякий актер может стать режиссером.
  • 4) Работа по совершенствованию готового спектакля — естественный процесс.

Ключи к тестам


1 вариант

2 вариант

3 вариант

А1

3

3

4

А2

4

3

3

А3

3

3

1

А4

4

4

3

А5

2

3

2

А6

3

4

2

Рейтинг@Mail.ru