Подготовка к ГИА по русскому языку
краткий курс + тесты

Группы слов по происхождению и употреблению

По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.

Исконно русские — это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).

Заимствованные слова — это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция):

    а) греческого (кровать, корабль, парус);
    б) латинского (экзамен, студент, экскурсия);
    в) французского (бульон, компот, парфюмерия);
    г) немецкого (кухня, штурм);
    д) английского (футбол, спорт, трамвай).

Особую группу заимствованных слов составляют старославянизмы — слова, вошедшие в русский язык из старославянского языка.

Старославянские приставки (пре-, чрез-, низ-), суффиксы (-ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -знь, -ыня) и корни (-ла-, -ра-: враг, сладкий) настолько широко проникли в русский язык, что с их помощью создаются новые слова в языке (прохладительный, здравохранение).

Часть старославянизмов не имеет внешних отличительных признаков (истина, клевета).

Судьба старославянизмов:

  • одни из них вытеснили однокоренные русские слова (влажный, храбрый);
  • другие разошлись по значению с исконно русскими словами (невежа — невежливый человек, невежда — необразованный);
  • третьи были вытеснены русскими словами (злато).

Появление заимствованных слов в русском языке связано с экономическими, культурными отношениями между Россией и различными народами Запада и Востока.

Заимствованные слова появляются в языке вместе с возникновением новых предметов, понятий, давая им названия. Кроме того, они помогают разграничить смысловые оттенки слов (вывоз — всякое отправление, экспорт — отправка за границу).

Многие из иноязычных слов употребляются в книжных стилях речи. При этом нужно избегать ошибок:

  • стилистических (Он с грустью констатировал. — Неуместное употребление в художественном стиле и разговорном, уместно — в официально-деловом);
  • лексических (По окончании школы у многих возникают дилеммы. — Выбор одной из двух возможностей, уместно — возникают проблемы).

Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).

Среди устаревших слов выделяют:

  • историзмы — слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);
  • архаизмы — слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб — чело).

Типы архаизмов:

    а) лексико-фонетические (нощь — ночь, злато — золото);
    б) лексико-словообразовательные (рыбарь — рыбк);
    в) лексико-семантические (слова с устаревшим лексическим значением: «Лондон щепетильный»).

Устаревшие слова используются в различных стилях языка для обозначения понятий определенной эпохи.

Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами (от греч. neos — новый) (кибернетика, алгоритм). Это связано с тем, что все изменения, которые происходят в общественной жизни, отражаются в языке. Одни слова выходят из активного употребления (устаревшие слова), в то же время появляются новые слова.

Типы неологизмов:

  • неологизмы, употребляемые всеми (аэробус);
  • авторские неологизмы (змея двухметроворостая, легкомыслая головенка» (В. Маяковский); смехачи (В. Хлебников)).

Неологизмы служат для обозначения понятий, появившихся в связи с развитием науки, техники, культуры. Как правило, они встречаются в публицистическом и научном стилях речи.

Через несколько лет после появления неологизмы могут стать общеупотребительными (телевизор, атомоход).

По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные.

Общеупотребительные — это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).

К необщеупотребительным словам относятся:

1. Диалектизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности (бульба — картошка, буряк — свекла).

Виды диалектизмов:

  • собственно-лексические (диалектные синонимы современных общеупотребительных слов: кубыть — может быть);
  • этнографические (наименования местных предметов: бульба — картошка в Белоруссии);
  • семантические (существующие и в литературном языке, и в диалекте, но имеющие особое значение: беседка в Сибири — лавка перед воротами).

Стилистические функции употребления диалектизмов:

  • показать особенности той местности, где происходят события;
  • создать образ персонажа, передать особенности его речи.

«Диалектизмы — это не отклонения от принятых языковых норм, подлежащие устранению как ошибки, а изюминки, привносящие в язык жизнь, — утверждал русский лингвист В.И. Чернышев. И действительно, диалектизмы стали неотъемлемой частью литературного языка. Они используются писателями и поэтами в различных идейных и эстетических целях. Так, велика роль диалектизмов в творчестве Сергея Есенина: Сияли зеленя. («Зеленая прическа», 1918); ЗЕЛЕНЯ — всходы молодых хлебов, чаще всего озимых. Толковый словарь Ожегова).

2. Профессионализмы — слова, употребляемые людьми той или иной профессии (найтов — крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места).

Специальные слова — это слова, используемые в сфере людей, занимающихся одним видом трудовой деятельности.

3. Арго (жаргон) — экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать — понимать (молодежное арго)).

Жаргонизмы — слова, свойственные разговорной речи определенной группы людей (например, студенческий жаргон: хвост — не сданный вовремя экзамен или зачет).

Арготизмы — слова, употребляемые людьми, принадлежавшими к обособленным социальным группам, нередко с целью скрыть смысл от окружающих (мокрое дело — убийство).

Жаргонизмы и арготизмы могут встречаться в художественной литературе при описании определенной социальной среды.

В зависимости от стиля речи слова могут быть книжными и разговорными:

  • поэтизмы (обаяние) — просторечные (ишь);
  • экзотизмы (аул) — варваризмы (трепло);
  • термины (морфология) — разговорно-литературными (красотища).

Термины — слова или словосочетания, точно определяющие понятия (синтаксис — это раздел русского языка, который изучает словосочетание и предложение.)

Рейтинг@Mail.ru