Подготовка к ГИА по русскому языку
краткий курс + тесты

Основные особенности разговорной речи,
функциональных стилей
(научного, публицистического, делового),
языка художественной литературы

В зависимости от целей использования и сферы (области) применения современный русский язык имеет несколько стилей речи.

Для каждого из стилей речи характерны стилистически нейтральные средства (то есть употребляющиеся в любом стиле речи) и особенности, которые характерны только для него.

Научный стиль речи:

  • основная функция — информация, сообщение;
  • сфера — учебники, научная литература;
  • главный признак — использование терминов — специальные слова, которые точно обозначают понятия (Синтаксис — раздел русского языка, который изучает словосочетание и предложение);
  • слова используются в прямом значении;
  • встречаются сложные предложения, обособленные члены предложения и вводные слова, указывающие на последовательность мыслей (во-пер-вых, во-вторых).

Официально-деловой стиль речи:

  • функция — сообщение, информация;
  • сфера — разные сферы общественных отношений (государственная, юридическая, дипломатическая);
  • употребление слов в прямом значении;
  • устойчивые слова и словосочетания (канцеляризмы, штампы): предъявить иск, истец, довожу до Вашего сведения;
  • стандартная внешняя форма (бланк анкеты, заявления);
  • составные именные предлоги (за неимением, по истечении);
  • сложноподчиненные предложения и обособленные члены предложения.

Публицистический стиль речи:

  • функция информации и сообщения + воздействия (т.е. воспитательная);
  • сфера — радио, телевидение, газеты и журналы, речи и выступления на собраниях;
  • общественно-политическая лексика (демократия, рыночная экономика, финансовый кризис);
  • слова, связанные с морально-этическими проблемами (честь, совесть, долг);
  • слова, имеющие оценочный характер (труженик, шумиха);
  • для усиления выразительности — устаревшие формы слова (преклонить колена);
  • образные средства языка (метафоры, оживают нивы, эпитеты: великолепное выступление, инверсия — обратный порядок слов: гнездо наше, Родина);
  • могут использоваться и термины.

Вывод: в публицистическом стиле встречаются средства научного и художественного стилей речи.

Язык художественной литературы:

  • функция эстетическое воздействие + сообщение;
  • сфера — художественная литература;
  • изобразительно-выразительные средства:
    • а) метафоры (глаза дома);
    • б) эпитеты (под голубыми небесами великолепными коврами);
    • в) гиперболы (преувеличение);
    • г) лексический повтор (повтор одного и того же важного для автора слова);
    • д) инверсия (см. выше);
  • использование устаревших слов и необщеупотребительных (профессионализмы, диалектизмы, жаргон и арго) для того, чтобы создать колорит эпохи, сделать более яркими образы героев;
  • для характеристики героя могут быть использованы и просторечные, разговорные слова (Петька сболтнул лишнее).

Разговорная речь:

  • функция — общение;
  • непринужденность в выборе художественных средств;
  • слова и в прямом, и в переносном значении;
  • эмоционально окрашенные слова (разиня, трепло);
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (внучок);
  • использование междометий (ура, ой), вводных слов, различных частиц;
  • фразеологические обороты (ни свет ни заря — рано, со всех ног — быстро).
  • разговорные формы существительных и глаголов (хвать, стук, 5 килограмм, килограмм песку);
  • неполные предложения и конструкции, ненормативные для книжной речи (У меня нет, чем чертить.).

Текст как продукт речевой деятельности. смысловая и композиционная целостность текста

Текст (от лат. textus — ткань, соединение) — это несколько предложений или абзацев, связанных в единое целое темой и основной мыслью.

Основные признаки текста:

  • тематическое единство;
  • композиционное единство;
  • смысловая целостность;
  • относительная законченность;
  • наличие грамматической связи между предложениями.

Текст существует в двух формах: диалога и монолога. При диалоге обмен высказываниями происходит между участниками беседы, при монологе — обращен к слушателям, самому себе (внутренний монолог).

Минимальной единицей текста является предложение. Предложения объединяются в абзацы, параграфы, главы, разделы и так далее.

Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, которое соотносится с темой (то, что описывается в тексте). Содержание всегда шире темы и содержит отношение автора к ней.

Части текста имеют правила построения, по определенным правилам строится и абзац. Каждый новый абзац отражает определенный этап в развитии действия, особенность в характере героя произведения. Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Первые предложения всех абзацев наиболее важны, их называют абзацным зачином. Последующие предложения являются комментирующей частью.

Текст всегда оформляется стилистически как разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный, поэтому стилевое единство — важнейший признак текста.

Тест

1. Укажите последовательность, в которой должны следовать предложения, чтобы получился текст.

  • A) Детей надо воспитывать не только в масштабе семьи, но и в государственном масштабе.
  • Б) Как своим собственным.
  • B) Они в общем-то прислушиваются до определенного момента.
  • Г) Тем, которые тусуются по подворотням, нужно внимание.
    • 1. А, Б, В, Г
    • 2. А, В, Г, Б
    • 3. А, Г, Б, В
    • 4. В, Б, Г, А

2. Какое из предложений должно стоять на месте пропуска пятого предложения текста (предложение Д)?

  • а) Если нормально объяснять, то долго прислушиваются.
  • б) Если общество видит опасность в каких-то проявлениях, то действовать нужно уж точно не циркулярами и проработками.
  • в) Конечно, это делается не так, что вот пришел сердитый дядя и говорит: читай книжки!
  • г) Умные взрослые сами вникают в смысл субкультуры.

Ключи к тестам

1

3

2

1

Рейтинг@Mail.ru