В сложноподчиненных предложениях части связаны интонацией и сложноподчиненными союзами и союзными словами.
Подчинительные союзы:
а) изъяснительные (что, чтобы, как);
б) обстоятельственные:
временные (когда, пока, едва, лишь, лишь только);
причинные (потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что, в связи с тем что, вследствие того что);
целевые (чтоб, чтобы, с тем чтобы, для того чтобы);
условные (если, раз, если бы);
уступительные (хотя, несмотря на, пускай);
сравнительные (как, будто, точно, словно, как будто);
следственные (так что).
Отличие союзов от союзных слов
Союзы
Союзные слова (относительные местоимения и наречия)
Союзы и союзные слова
чтобы, словно, если, точно, будто, хотя, ибо, раз, ежели
— не являются членами предложения;
— в предложении можно опустить или заменить другим союзом:
Я не пошла в школу, потому что у меня болела голова. (Я не пошла в школу: у меня болела голова. Я не пошла в школу, оттого что у меня болела голова.)
где, куда, откуда, какой, чей, который, кто, почему, зачем, пока, сколько
— являются членами предложения, к ним можно задать вопрос:
Мы не знали (чего?), когда придем;
— опустить нельзя, но можно заменить другим значащим словом:
Мы не знали, когда (= в какое время) придем.
что, как, когда (являются ли они союзами или союзными словами определяется по контексту):
Мы не знали, что все случится именно так. — Мы не знали, что нас ожидает.
Сложноподчиненные предложения делятся на группы:
с придаточными определительными: Мы купили платье, которое давно искали;
с придаточными изъяснительными: Было очевидно, что он прав. (М. Дорохов);
с придаточными обстоятельственными (места, времени, способа и образа действия, причины, цели, условия, уступки, сравнительные): Чтобы успеть на поезд, нам пришлось ловить машину.
Сложноподчиненные предложения могут иметь нескольких придаточных:
с однородным подчинением: Минуты через две не было видно ни бугорка, на котором мы расположились отдохнуть, ни утеса, на котором сидел орел. (С. Бородин);
с последовательным подчинением: Мы молча ехали с полчаса, понапрасну прислушиваясь и присматриваясь, как вдруг послышался вблизи собачий лай, который с каждою минутою становился слышнее. (С. Бородин);
с параллельным подчинением: Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. (А. Платонов)
Тест
1. Укажите сложноподчиненные предложения, части которых соединены союзными словами.
а) Отпустив своего извозчика я вошел в знакомые ворота и первым делом направился по аллее к небольшой каменной беседке которую любил в детстве. (А.П. Чехов)
б) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов. (В. Солоухин)
в) Все мое внимание было обращено на верстовые столбы которые я замечал издалека. (JI.H. Толстой)
г) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.
2. Укажите сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением.
а) Ему хотелось чтобы солнце не взошло прежде чем он дойдет до болота. (Л.Н. Толстой)
б) В кабинете графа я опять уверился что первоначальное мое наблюдение было справедливо и что граф принадлежит к лучшим людям своего сословия так как его собрания книг сделали бы честь любому ученому. (В. Брюсов)
в) Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры о том что многое в природе устроено не так как бы нам хотелось. (К.Г. Паустовский)
г) Смотритель осведомился куда надобно было ехать и объявил что лошади присланные из Кистеневки ожидали его уже четвертые сутки. (А.С. Пушкин)
3. Укажите сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением.
а) Когда Левин зарядив ружье тронулся дальше солнце хотя еще и невидное за тучами уже взошло. (Л.Н. Толстой)
б) Когда она прошла мимо нас от нее повеяло ароматом которым дышит записка милой женщины. (Л.Н. Толстой)
в) Кто не бывал в тайге Уссурийского края тот не может себе представить какая это чаща какие это заросли. (В. Арсеньев)
г) Паром продвигался с такой медлительностью что если бы не постепенная обрисовка его контуров то можно было бы подумать что он стоит на одном месте или же идет к тому берегу. (А.П. Чехов)
4. Укажите сложноподчиненные предложения с однородным подчинением.
а) Ему казалось что он в игрушечном домике и начнет сейчас играть с этой белой мебелью. (П.Д. Бобрыкин)
б) То ему представлялось что русские бегут что он сам убит... (Л.Н. Толстой)
в) Каждый знает как легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться вниз. (В. Арсеньев)
г) Теперь он знал что такое бой и что такое смерть и что такое страх. (А. Фадеев)