Русский язык
7 класс

§ 83. Синтаксис

Синтаксис — раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания, простые и сложные предложения, тексты.

  • Словосочетание.
    • Что такое словосочетание?
    • Из каких частей оно состоит?
    • Как связаны слова в словосочетании?

504. Выпишите словосочетания с выделенными словами, обозначая в них главные слова. Сопоставьте словосочетания. Подчеркните те, в которых связь выражена с помощью предлогов.

Внутре(н, нн)ость рощ.., влажной от дождя, бе..престанно изм..нялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывал..сь облаком; она то оз..рялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берёз внезапно принимали нежный отблеск белого ш..лка, лежавшие на земле мелкие лист..я вдруг пестрели и заг..рались червонн..м золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окраше(н, нн)ых в свой осе(н, нн)ий цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и скв..зили, бе..конечно путаясь и пересекаясь перед глазами.

(И. Тургенев)

  • Предложение
    • Что называется предложением?
    • Какие вы знаете члены предложения и чем они отличаются друг от друга?
    • Какие виды предложений вы знаете по цели высказывания, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения?
    • Что такое обращение?
    • Какие члены предложения называются однородными?
    • Что такое причастный и деепричастный обороты?
    • Чем простое предложение отличается от сложного? С помощью чего простые предложения связываются в сложном?
    • Как синтаксически разбирается простое предложение? Сложное?

505. Спишите. Подчеркните как члены предложения выделенные слова.

Дверь поддалась не сразу, затем сладко хрустнула, и в лицо ударил блистательный мороз. Песком, будто рыжей корицей, усыпан был ледок, облепивший ступени крыльца, а с выступа крыши, остриями вниз, свисали толстые сосули, сквозящие зеленоватой синевой. Сугробы подступали к самым окнам флигеля, плотно держали в морозных тисках оглушённое деревянное строеньице. Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб.

(В. Набоков)

506. Составьте обобщённую таблицу «Способы выражения главных членов предложения» и заполните её примерами.

1. Весна наступила. 2. Два — это число. 3. Ты написал сочинение? 4. Осень пришла. 5. Поле огорожено, б. Лес — хранитель вод. 7. Небо синее. 8. Ветер колюч.

507. Прочитайте и проанализируйте предложения. Назовите их виды по цели высказывания. Спишите, над побудительными предложениями поставьте значок V.

1. Чей это конь (не)утомимый бежит в степи (не)обозримой? (А. Пушкин) 2. Ты цвети красой, степь пр..вольная! (А. Кольцов) 3. Шли два приятеля вечернею порой. (И. Крылов) 4. Ручей среди сухих песков куда сп..шит и убега..т? (И. Бунин) 5. Камыши стояли (не)подвижно и как(будто) др..мали. (В. Арсеньев) 6. Мы (с)ним лежали на песке у гр..мадного камня. (М. Горький)

508. Прочитайте стихотворение В. Бондарчука. Как можно его озаглавить? Укажите в нём однородные члены. Какими членами предложения они являются? Спишите, подчеркните основы предложений.

      Идёшь ли ты с работы жарк..м летом,
      Морозной ли и в..южною зимой,
      Заход..шь обязательно за хлебом
      И бережно несёшь его домой.
      Св..щенен хлеб, в себя вобравш..й солнце,
      В себя вместивш..й хлебороба жизнь.
      Ты сердцем чист..м до него дотрон..ся
      И чистыми руками прик..снись!

509. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите: а) предложения с однородными членами; б) предложения с причастным и деепричастным оборотом; в) любое сложное предложение.

Композитор Пётр Ильич Чайковский (1840—1893) пользуется мировой известностью. Он — автор многих опер, балетов, романсов, симфоний и т. д.

На самых престижных сценах России и зарубежья звучат его произведения— «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», Четвёртая, Пятая и Шестая симфонии и др.

Призвание у будущего композитора проявилось рано, уже в четыре года он написал музыкальную пьесу. В 22 года П. И. Чайковский поступил в Петербургскую консерваторию, в которой показал себя как один из самых талантливых учеников. Поэтому он был приглашён преподавать в консерваторию, только что основанную в Москве. Обладая необыкновенным музыкальным даром, композитор пополнил сокровищницу мирового искусства своими прекрасными произведениями.

(Н. Ладушкина)

510. Работайте в группах. Подготовьте доклад о каком-либо музыкальном произведении П. И. Чайковского на основе развёрнутого плана. Каким стилем речи вы воспользуетесь?

 

Рейтинг@Mail.ru