Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 80. Морфемика. Словообразование

Морфемика — раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

Словообразование — раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

  • Строение слова
    • Из каких частей может состоять слово?
    • Для чего служат в языке части слова?
    • Как разбираются слова по составу?
  • Образование слов
    • От чего и с помощью чего образуются слова?
    • Перечислите способы образования самостоятельных частей речи.
    • Как образуются сложные слова?
    • Что такое словообразовательный разбор?

485. Проанализируйте и распределите слова по способам их образования.

Подберёзовик, сенокосилка, слушатель, подзаголовок, рыбацкий, безопасный, безрезультатный, боронить, дежурный (по классу), весной, вбежать, вуз, кресло-кровать, завуч, обдуманно.

      Приставочный:
      Суффиксальный:
      Приставочно-суффиксальный:
      Сложение:
      Переход из одной части речи в другую:

486. Распределите слова по способам их образования. Запишите слова, от которых они образованы. Какие слова вы не использовали? Почему?

Физкультура, подшефный, безъядерный, ракета-носитель, гимназист, прилуниться, велогонки, КВН, печник, неприсоединение, приземлиться, запрограммировать, самолёт.

487. Спишите. Объясните написание выделенных букв в словах стихотворений. В каких случаях для объяснения написания двух букв вам потребовались знания состава слова?

      ...В среднерусской полосе
      Васильковые рассветы
      Проплывают по шоссе.

(А. Недогонов)

488. Проанализируйте слова. Обозначьте состав слов и укажите способ их образования.

Образец. Обогреватель; обогреватель[   ] ← обогрева[ть].

Рыбачить, тепловозный, асфальтировать, расщелина, разгореться, иссушить, морозостойкий, легендарный, насмешница, собеседник, бескрайний, арендатор, вмятина, тёмненький, несчастье, легкоатлетический, первооткрыватель, безвкусица, восторженный, распрекрасный, подкормка, принарядиться, сверхскорость, выигрыш, предыстория, привокзальный, посланец, бесчеловечный, бессмыслица, рыбхоз, разгрести, комплексный, пилотировать, быстрозамороженный, вскарабкаться, лицеист, приземлиться.

489. Охарактеризуйте текст в связи с языковыми средствами, которые ярко отражают стиль данного текста. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая и всегда люди мысл..нно будут возвращаться к маю 1945 года. В те весенние дни был закончен великий путь отмеч..нный многими жертвами. И наш человеческий долг — поздр..вляя друг друга с праз..ником всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.

Праз..нуя Победу мы всегда буд..м вспом..нать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпенье. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти провер..нные огнем войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа буд..т за нами.

(Маршал Г. Жуков)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru