Русский язык
7 класс

§ 72. Различение частицы не и приставки не-

Частица не пишется раздельно с другими словами.

Приставка не- является частью слова и поэтому пишется слитно. Лишь в косвенных падежах отрицательных местоимений с предлогами она пишется раздельно.

В некоторых словах не входит в состав корня, например: негодование, негодовать, нелепый, негодующий.

437. Вспомните орфографические правила, в которых говорится о способах различения на письме слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Спишите стихотворение Ю. Энтина, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

      (Ни)чего на свете лу..ше нету,
      Чем бродить друз..ям по белу свету.
      Тем, кто друж..н, (не)страшны тревоги,
      Нам любые дороги дороги.

      Мы своё призванье (не)забуд..м —
      Смех и радость мы принос..м людям,
      Нам дворцов заманч..вые своды
      (Не)з..менят (ни)когда свободы.

438. Спишите, ставя пропущенные запятые. Сопоставьте предложения. Частицу не заключите в прямоугольник, приставку не- обозначьте. Устно укажите условия выбора слитного и раздельного написания не.

1. (Ни)кто (не)дерзал отказываться от его [Троекурова] приглашения или в известные дни (не)являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека (не)образованного. 2. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, (не)смотря на его смиренное состояние. (Не)когда они были товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту (не)терпеливость и решительность его характера. 3. Кирила Петрович отроду (не)удостоивший (ни)кого своим посещением заезжал запросто в домишко своего старого товарища. 4. Дубровский за столом у Кирила Петровича прямо высказывал своё мнение (не)заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина.

(А. Пушкин)

439. Спишите, ставя пропущенные запятые. Обозначьте приставку не-. Подберите и запишите однокоренные слова к выделенному слову.

1. Откуда(то) доносился отрывистый, тревожный крик (не)уснувшей птиц... 2. Дениска прислушивавшийся к их разговору и (ни)чего (не)понявший тряхнул головой. 3. От рощи до усадьбы оставалось проехать ещё (не)более версты. 4. Всё предвещало дождь но (не)было (ни)одного облачка. 5. Когда стемнело в лесу, (не)кстати подул с востока холодный пронизывающий ветер. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу (не)уютно, глухо и (не)людимо. 6. (Не)ожиданно послышалось тихое пение.

(А. Чехов)

440. Из данных предложений составьте предложения с противопоставлением, используя приведённые в скобках причастия. Частицу не заключите в прямоугольник.

Образец. Среди свежих газет лежало запечатанное письмо (раскрытое). - Среди свежих газет лежало не запечатанное, а раскрытое письмо.

1. На д..ване лежал проснувшейся ребёнок (спящий). 2. Я надел выглаж..ную рубашку (измятую). 3. На столе лежала начатая тетрадь (законч..ная). 4. Правы ли те, кто говорит, что учителю нужен зауч..ный ответ (понятый)?

441. Составьте из данных слов: 1) словосочетание «причастие с приставкой не- + существительное»; 2) причастный оборот (полное причастие с частицей не и зависимым словом), относящийся к существительному.

Образец. Невстреченный гость - не встреченный хозяйкой гость.

Закрыть — дверь, кем(то); спросить — ученик, по математик..; решить — задача, (во)время; состояться — встреча, по моей вине; принять — меры, д..ректором; объединить — усилия, (ни)кем.

442. Выпишите предложения, в которых есть: 1) отрицательные местоимения; 2) наречия с приставкой не-.

вы правы
они правы
она права

1. Ему (не)зачем было(бы) д..вать ещё одно поручение. 2. Разве тебе (не)(с)чем выступить на школьном смотре самодеятельности? 3. Уд..вляюсь, как это (не)которым ребятам бывает (не)чего делать. 4. Почему тебе (не)когда зан..маться в сп..ртивной секци..? 5. Неужели (не)(у)кого было спр..сить, что было задано на дом? 6. (Не)чему уд..вляться, что ты получ..шь двойки, ведь ты работа..шь нер..гулярно.

443. Определите стиль текста. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Частицу не заключите в прямоугольник. Обозначьте приставку не-. • Глаголы какого времени и вида соединяют предложения данного текста? • Назовите виды орфограмм в окончаниях слов.

Солнце (не)вын..симо печ..т. Зной разлитый недосягаемый в переполне(н, нн)ом блеском воздух., (не)подвижно стоит над морем, в котором на (не)досяга..мой глубине синеет опрокинутое небо. Ч..рная лодка со стекающ..й смолой и обвисшими п..русами каж..тся висящ..й в пространств.., а под нею (в)низ мачтами висит точно такая же опрокинутая лодка.

Андрейка (не)разг..баясь вместе с дедом выб..рает из тянущейся вдоль лодк.. сети добычу, которой набилось туда множество. Лицо у него пылает, рот (полу)открыт, крупные капли пота падают в воду. В значительно осевш..й лодк.. возвыша..тся целая гора зевающей, шевелящ..йся рыбы.

(А. Серафимович)

444. Составьте таблицу «Не с разными частями речи» (слева по вертикали поместите названия частей речи, а справа по горизонтали — наименования способов присоединения не). Заполните таблицу примерами, обозначая в них условия выбора слитного и раздельного написания не.

445. Прочитайте фрагмент из стихотворения А.Дементьева «Я вспомнил...». Как иначе можно озаглавить это стихотворение? Какой тон вы выберете для чтения вслух? Найдите частицы, выпишите их с теми словами, с которыми они связаны. Укажите их разряд, объясните правописание (раздельное, через дефис). • Объясните написание не в слове некрасивы.

      ...Я почему-то вспомнил
      Руки мамы моей.
      Упрёка я вам не сделаю,
      Вроде бы не ко дню.
      Но руки те огрубелые
      С вашими не сравню.
      Теперь они некрасивы,
      А лишь, как земля, темны.

      Красу они всю России
      Отдали во дни войны.
      Всё делали — не просили
      Ни платы и ни наград.
      Как руки у вас красивы,
      Как руки мамы дрожат...

446. Сочинение-рассказ по данному сюжету. Определите стиль, основную мысль вашего рассказа, озаглавьте его. Подумайте, о чём следует написать более подробно, надо ли охарактеризовать мальчиков, ввести описание ножика, снегиря. Где уместно использовать диалог? Рассказчиком может быть Витя, папа, Петька.

Папа подарил Вите замечательный ножик. Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик! Но Витя и слушать не хотел.

В школе Витя увидел в руках Петьки снегиря, к лапке которого была привязана нитка. Петька то отпустит снегиря, то опять притянет к себе.

Витя отдал Петьке ножик, и обмен состоялся. Витя снял нитку с лапки птицы, влез1 на подоконник и открыл форточку.

 

Рейтинг@Mail.ru